Вагнеровское королевство

Сегодня в Байройте открывается 97-й Оперный фестиваль, впервые за всю историю здесь произошли революционные изменения
Reuters

Содержание афиши Байройта не меняется со дня основания: здесь ставят только оперы Вагнера. На открытии покажут нового «Парсифаля» в постановке норвежца Стефана Херхайма. Далее последуют: «Тристан и Изольда» в постановке Кристофа Марталера, «Кольцо нибелунгов» Танкреда Дорста и «Нюрнбергские мейстерзингеры», поставленные Катариной Вагнер.

В этом году впервые фестиваль развернется лицом к городу: 1 августа оркестр и солисты дадут открытый концерт для горожан и туристов. Также впервые на городской площади на огромном экране непосредственно из Фестшпильхауза будут транслироваться «Мейстерзингеры» Катарины Вагнер, правнучки композитора; на нее сейчас делает ставку руководство фестиваля. Этот же спектакль смогут увидеть и пользователи интернета.

Что касается главной фестивальной премьеры – «Парсифаля», – то все надеются, что спектакль Стефана Херхайма окажется удачнее, чем прошлая версия оперы в отталкивающей постановке Кристофа Шлингензиффа. Сам Херхайм долго относился к «Парсифалю» скептически, считая, что в нем «слишком сомнительная аура, полыхающая религиозным огнем». Он отказался ставить «Парсифаля» в Staatsoper в Берлине, но согласился, когда его пригласили в Байройт.

Нынешний фестиваль проходит в исключительно сложный переходный период. Власть меняется. Вольфганг Вагнер, 84-летний внук композитора, покидает кресло интенданта, которое занимал более полувека, и передает бразды правления своей младшей дочери, Катарине Вагнер. С 1 сентября члены семьи Вагнер (по уставу фестивалем могут руководить только потомки Вагнера по прямой линии) вольны подавать на конкурс свои проекты развития. Заявки будет рассматривать совет фонда Вагнера, в который входят члены семьи, представители федерального и земельного правительств, Байройта и Общества друзей Вагнера.

Уже ясно, что предпочтение отдадут совместному проекту Катарины и Евы Вагнер-Паскье – дочери Вольфганга от первого брака. Ева гораздо старше Катарины и считается опытным театральным менеджером, работала в директорате Opera de Paris, в Covent-Garden, ныне является одним из руководителей продвинутого оперного фестиваля в Экс-эн-Провансе. Если совет примет решение создать дуумвират и отдать правление фестивалем в руки двух женщин – это, безусловно, станет компромиссным решением. Но таково было непременное условие Вольфганга Вагнера, согласившегося прервать свой пожизненный контракт с фестивалем и уйти на покой. Вольфганг настоял на том, чтобы фестиваль переходил не вообще потомкам Рихарда Вагнера, а только его, Вольфганга, прямым потомкам. Таким образом, его светская и креативная племянница Нике Вагнер, создавшая фестиваль искусств имени Листа в Веймаре, лишается шансов на руководство фестивалем. Мюнхен – Байройт