Карты на стол

Разрешая российским акционерам заключать соглашения, Минэкономразвития требует раскрыть часть содержащейся в них информации. Но штрафы за отказ делать это будут минимальными
Reuters

Минэкономразвития подготовило новую версию законопроекта об акционерных соглашениях. Впервые он был внесен в правительство еще в марте, но в конце мая Государственно-правовое управление (ГПУ) президента потребовало доработать проект. ГПУ поддержало замечание президентского совета по кодификации гражданского законодательства, потребовавшего включить в проект норму, обязывающую раскрывать часть содержания соглашений всем акционерам компании. Сейчас соглашения можно заключать только по иностранному праву, российские суды не принимали их во внимание (см. врез).

В новой версии (есть у «Ведомостей»), которая на днях будет внесена в правительство, эти замечания учтены. Участники соглашения должны в течение пяти дней уведомить общество, в отношении которого оно заключено. В уведомлении надо указать имена и адреса лиц, заключивших соглашение, количество принадлежащих им акций, дату вступления в силу и срок действия. Перечень раскрываемых сведений не должен быть избыточным, иначе это отобьет желание у акционеров заключать соглашения по российскому праву, говорит директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков.

Акционерам публичной компании придется в тот же срок уведомлять еще и Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). Нужно указать, какой долей акций будут совместно распоряжаться участники соглашения (если эта доля выше 5%).

Примерно ту же информацию раскрывают участники акционерных соглашений в Нидерландах, Германии, Франции и США. А в Бразилии регулятору приходится предоставлять еще и копии акционерных соглашений. В популярных среди российских бизнесменов юрисдикциях – на Кипре и Британских Виргинских островах такой нормы нет, отмечает вице-президент Consulco International Group Михаил Соболев.

Санкция за отказ раскрывать информацию – административная ответственность, говорит Осколков. ФСФР сможет наложить штраф в 30 000–40 000 руб., отмечает адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Степанов. Если же разрешить признавать нераскрытые соглашения недействительными, это отпугнет акционеров от их заключения, полагает он.

В ФСФР новой версии проекта еще не видели. К требованиям по раскрытию информации нужно относиться крайне осторожно, законопроект требует проработки, считает представитель службы. В ГПУ получить комментарии не удалось.