Мумий Горыныч

Теперь уже можно без спроса написать, что третья «Мумия» – The Mummy: Tomb of the Dragon Emperor – разочаровывает донельзя

Случай с раскруткой в России фильма «Мумия: Гробница императора драконов» почти уникален. Московская премьера прошла за неделю до общемировой, ее посетили звезды фильма Брендан Фрейзер, Мария Белло (которая заменила ловко удравшую из проекта Рейчел Уайц), Джет Ли, Мишель Йео. А студия Universal письменно обязала критиков не высказывать мнений до выхода фильма в прокат 31 августа. Временный беруфсферботдля критиков в случае с «Мумией-3» был оправдан. Единственный комментарий, который я дал бы после просмотра: какую песню испортили, дураки!

Первая «Мумия» 1999 г., снятая Стивеном Соммерсом, порадовала жанровым хулиганством. Оказалось, это вовсе не ужастик, как все «Мумии» начиная с 1930-х (хотя эпизоды с Мумией иногда страшноваты), а веселое раскованное зрелище. Как сериал X-Files стал энциклопедией фобий конца тысячелетия, так «Мумия» – энциклопедией блокбастеров на тему решающей битвы Добра со Злом, а заодно ироничным путеводителем по фильмам, снятым в песках Африки и Азии (от «Лоренса Аравийского» до «Английского пациента»).

При этом «Мумия» 1999-го оказалась произведением самоценным. Четвертый «Индиана Джонс» беззастенчиво воровал уже из «Мумии». Увы, создателю новой серии Робу Коэну, который и прежде звезд с неба не хватал, развить успех не удалось. Третья «Мумия» настолько не самоценна, что кажется скроенной из других картин, почти плагиатом. Например, на экране появляются хорошие трупаки-полускелеты, пришедшие на помощь Добру. Один из них, неловко развернувшись, сносит голову другому, поднимает ее, водружает на место. Это не из «Пиратов Карибского моря», нет?

А сколько стащено из четвертого «Индианы»! «Это невозможно! Фильмы снимались параллельно!» – скажете вы. Тем хуже для обоих. Значит, надо вести речь о дошедшей до предела стандартизации голливудского мышления.

В обоих фильмах действуют плохие военные с тоталитарным мышлением (тут китайские). В обоих они жаждут служить сверхъестественному. В обоих имеется злодейка в узком френче, адресующая к жанру садомазо. В обоих у главного благородного героя обнаруживается герой-сын – это чтобы картина выглядела как молодежная и, не дай бог, не показалась юной аудитории лентой про папиков.

Еще: создатели обоих фильмов верят в самодостаточность спецэффектов. В то, что публику-дуру можно сегодня взять одной компьютерной анимацией. Тут у режиссера Роба Коэна окончательно отказали тормоза. На стороне наших у него действуют снежные человеки, напоминающие разом о Кинг Конге и рисованных зверушках из «Золотого компаса» и «Хроник Нарнии». А мумия китайского императора-злодея (хотя она в фильме – но это требует отдельного комментария – вовсе даже не мумия) вдруг оборачивается трехглавым драконом, Змеем Горынычем. И становится фильм совсем уже беспредельно детским.