Послал по адресу

Антимонопольная служба впервые обвинила банк в спаме. Сотрудники банка «Траст» случайно послали e-mail на адрес чиновника ФАС
М.Стулов

Тамбовское управление Федеральной антимонопольной службы возбудило дело о нарушении местным филиалом нацбанка «Траст» закона о рекламе. Банк обвинили в спаме – рассылке рекламных сообщений на электронную почту без согласия получателей.

Впервые штраф за спам был наложен в феврале 2008 г.: на 5000 руб. был оштрафован пермский предприниматель, заказавший массовую рассылку. Случай с филиалом банка «Траст» – первое обвинение банка в спаме и второй случай за последнее время в практике ФАС, говорит заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. «Ответственность за спам введена законом о рекламе с июля 2006 г., но привлечь к ответственности спамеров трудно – сложно выявить человека или организацию, которая рассылала рекламу, и доказать факт рассылки», – говорит она.

В случае с филиалом «Траста» тамбовскому УФАС повезло – спам попал прямо в управление службы. В конце июня письмо с рекламой кредитных услуг банка на электронный адрес получил один из сотрудников УФАС. «Тамбовское УФАС России предварительного согласия на получение указанной рекламы не давало», – говорится в сообщении управления, которое возбудило против филиала банка дело об административном правонарушении.

Статья закона о рекламе, которую, по мнению чиновников, нарушил филиал банка, говорит, что распространение рекламы по сетям электросвязи <...> допускается только при условии получения предварительного согласия абонента или адресата. «При этом реклама признается распространенной без согласия абонента, если распространитель не докажет, что такое согласие было получено», – говорится в законе.

«Руководитель розничного направления тамбовского филиала объяснил, что лично рассылал рекламное предложение, но утверждает, что получал согласие адресата по телефону. Мы проверим это, банк проводит расследование, – говорит директор холдинга «Траст» по внешним связям Андрей Согрин. – Если претензии ФАС справедливы, то наш сотрудник понесет наказание, поскольку нарушил правила, принятые в банке примерно полгода назад: при рассылке рекламы по электронной почте не использовать сторонние базы данных».

«Нарушение закона о рекламе наказывается штрафом в размере 40–500 минимальных размеров оплаты труда, ответственность несет как распространитель, так и рекламодатель, если они не совпадают. Трудно предположить, что рекламодатель не имеет отношения к собственной рекламе», – комментирует замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Штраф для должностного лица – от 4000 до 20 000 руб.

«Страна наводнена массовыми рассылками, а ФАС берет отдельный случай. При этом у премьера за последний месяц было несколько претензий к службе по ее основной деятельности», – возмущается Согрин.