Странные сближения: Споры возле стапеля


В конце июля 1908 г., 100 лет назад, российское правительство в присутствии царя Николая II и председателя Совета государственной обороны великого князя Николая Николаевича приняло судостроительную программу. Она должна была восстановить боевую мощь флота, потерявшего большую часть современных кораблей в ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. Этот план – редкий случай, когда запросы моряков были разумны и по большей части соответствовали возможностям отечественной промышленности. Гораздо чаще судостроительные программы из-за чрезмерных амбиций военных или политического руководства страдали гигантоманией и оказывались изначально невыполнимыми (см. в номере от 28.07.2008 редакционную статью «Морской призрак» о новых судостроительных планах ВМФ).

Неудачная война нанесла тяжелый урон престижу и боевой мощи российского флота. Из 18 современных броненосцев, четырех броненосных крейсеров и 14 легких крейсеров, вошедших в строй или находившихся в высокой степени готовности к 1904 г., потоплены или захвачены противником были 12, два и семь соответственно. Погибли также несколько устаревших крупных кораблей и большое количество миноносцев. Российский флот по числу боевых кораблей опустился с третьего места в мире (после Англии и Франции) на седьмое, пропустив вперед Германию, США, Японию и Италию. Особенно угрожающим было соотношение сил на Западе, где германский флот почти десятикратно превосходил русский Балтийский флот по числу крупных кораблей. В 1909–1910 гг. были заложены первые русские дредноуты (корабль, значительно превосходивший старые броненосцы по огневой мощи благодаря наличию 10–14 орудий крупного калибра вместо четырех): «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава».

Нарастание военной угрозы заставило форсировать строительство флота. В июне 1912 г. Госдума приняла «Программу усиленного судостроения 1912–1916 гг.». Балтийский флот должен был пополниться четырьмя линейными и четырьмя легкими крейсерами, 36 эсминцами. Три линкора, четыре крейсера и 17 эсминцев усиливали Черноморский флот. Необходимые для реализации программы 600 млн руб. в казне нашлись: даже бережливый Коковцов видел усиленное возведение германского флота, который мог угрожать Петербургу. Не все суда, намеченные в программах 1908–1912 гг., успели ввести в строй, но те, что были спущены на воду, позволили флоту успешно действовать вплоть до развала дисциплины в 1917 г. После революции часть недостроенных судов были разобраны на металлолом и проданы в Германию, часть – достроены в 1920-е гг. Вот что интересно: 22 июня 1941 г. все три линкора, четыре крейсера (из семи) и треть эсминцев советского ВМФ составляли корабли, заложенные до революции.

Любимые корабли генсеков

Другие отечественные судостроительные программы были менее сбалансированными и успешными. Например, программа 1898 г. была невыполнима для российской промышленности. Корабли пришлось заказывать во Франции, США и Германии. Не была реализована программа 1907 г.

В советские времена долгосрочные кораблестроительные планы часто не выполнялись из-за произвола первых лиц. В частности, в 1938 г. большая часть моряков выступала за приоритетное строительство подводных лодок и маневренных, оснащенных дальнобойными орудиями эсминцев и крейсеров. Но Сталин настаивал на линкорах, не уделяя должного внимания авианосцам. Как вспоминал нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов, на его возражения о нецелесообразности строительства крупных кораблей для мелководной Балтики и напоминания об их высокой стоимости Сталин ответил: «По копеечке соберем деньги, а построим».

Ревизия судостроительных программ неоднократно происходила и в послевоенные годы. Так, в 1949 г., по утверждениям Кузнецова, Сталин вычеркнул из плана строительства сначала средние, а затем и малые авианосцы, включив в него тяжелые крейсера, которые так и не были достроены.

В рамках программы 1954 г. наконец был одобрен проект отечественного авианосца, оснащенного 40 истребителями. Однако из-за увлечения первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева ракетным оружием программа не была выполнена. Сам Хрущев писал: «Трудным оказалось решение проблемы морского вооружения. Оно заставило меня сильно поволноваться и далось мучительно. Отказываясь от строительства большого надводного флота, мы все переживали это <...> Выслушав аргументы, приняли решение, что в строительстве ВМФ берем за основу подлодки». В результате одни корабли, даже находившиеся в высокой степени готовности, были разобраны, другие проданы за бесценок Египту и Индонезии. От строительства авианосцев отказались. Главком ВМФ Кузнецов, настаивавший на строительстве сбалансированного флота, сочетавшего подводные и надводные корабли, был отправлен в отставку.

Золото и ржавчина

Конец 1960-х – начало 1980-х гг. многие моряки и историки считают золотым веком советского военного флота. Действительно, в эти годы были построены сотни атомных и дизельных подводных лодок, больших и малых надводных кораблей. Однако и в эти годы волюнтаризм первых лиц государства и отраслевой лоббизм мешали сбалансированному кораблестроению. Руководители судостроительной промышленности сумели доказать министру обороны Дмитрию Устинову, что флоту нужны не обычные авианосцы, а авианесущие крейсера, не имеющие части оборудования для старта и остановки палубных самолетов. Из-за этого служба российских морских летчиков на таких кораблях значительно сложнее, чем у их американских, французских и британских коллег на авианосцах. Построенные корабли одного назначения оказались разнокалиберными, строились мелкими сериями, без достаточной унификации вооружения и техники.

Сейчас России необходимо строить современный флот, способный поддерживать стратегический паритет в мире и отвечать на новые вызовы на второстепенных театрах. Государство может и должно выделить на его создание и модернизацию имеющихся кораблей достаточные средства. Однако это не означает, что деньги налогоплательщиков могут расходоваться на дорогостоящие проекты с непонятным целеполаганием.