Право на вкус детства

Кондитерская фабрика «Краскон» лишилась 50 марок бывших советских конфет. О своих правах на них в очередной раз напомнили «Объединенные кондитеры»

ЗАО «Кондитерско-макаронная фабрика «Краскон»

Производитель кондитерских изделий и макарон. Выпускает 10 000 т кондитерских изделий в год. Выручка – 348,1 млн руб. (2007 г., «СПАРК-Интерфакс»). Чистая прибыль – 12,1 млн руб.

ОАО «Объединенные кондитеры»

Кондитерский холдинг. Включает 15 предприятий, в том числе «Красный Октябрь», «Бабаевская», «Рот-фронт». Выручка – 20,6 млрд руб. (2006 г., данные компании). Чистая прибыль – 905 млн руб. (9 месяцев 2007 г., данные компании). Владелец: ЗАО «Грэйсон-М» – 100% («СПАРК-Интерфакс»).

Красноярское УФАС закрыло начатое в мае дело в отношении красноярского «Краскона», рассказал «Ведомостям» заместитель руководителя УФАС Олег Харченко. По его словам, фабрика добровольно прекратила выпуск спорных конфет: «Каракум», «Птичье молоко», «Кот в сапогах» и других – всего 50 наименований, пояснил Харченко. Руководитель пресс-службы «Объединенных кондитеров», которые пожаловались в антимонопольное ведомство на незаконное использование «Красконом» товарных знаков, Инесса Покровская от комментариев отказалась.

Поправка в Гражданский кодекс РФ, отменившая право использовать советские торговые марки любым начавшим их выпуск ранее 1992 г. предприятиям, вступила в силу с июля 2007 г. По словам PR-менеджера «Краскона» Евгения Балахчина, фабрика выпускает конфеты под 200 названиями. А в спорные теперь внесли «небольшие изменения»: «Каракум» стал «Каракурумом», «Птичье молоко» – «Птичкой молочной» и т. п. Для некоторых марок, таких как «Птичье молоко», права «Объединенных кондитеров» закреплены и за дизайном упаковки, добавляет Балахчин, и сейчас «Краскон» разрабатывает новый дизайн упаковки. Сообщить, какую долю в продажах фабрики занимали советские марки, Балахчин отказался. Генеральный директор «Краскона» Владимир Казанцев утверждает, что изменение этикеток не требует дополнительных издержек.

С начала года, рассказывает директор по маркетингу фабрики «Приморский кондитер» Николь Андреева, смены товарных знаков от ее компании потребовали кроме «Объединенных кондитеров» также «Сладко» и «Славянка». «Смена этикетки занимает у нас от трех недель до полутора месяцев, в это время производство стоит. Мы понесли крупные убытки», – сказала Андреева. Уточнить потери она отказалась. По данным отчетности компании, выручка «Приморского кондитера» за первое полугодие составила 196,9 млн руб., за январь – июнь 2007 г. – 165,7 млн руб. А чистая прибыль уменьшилась более чем вдвое: с 24,2 млн руб. в первом полугодии 2007 г. до 11,2 млн руб. в 2008 г.

Ранее в интервью информагентству PrimaMedia управляющий директор «Приморского кондитера» Константин Скиба говорил, что изменено около 45 наименований (весь ассортимент – 360). «Птичье молоко» стало «Приморским птичьим молоком», «Каракум» – «Кара-кумом».

Марки, подобные «Кара-куму» или «Каракуруму», правообладатель может счесть сходными до степени смешения и подать арбитражный иск по ст. 1515 ГК РФ (незаконное использование товарного знака), считает партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Максим Кульков.

«Объединенные кондитеры» не раскрывают количество принадлежащих им марок. По данным отраслевого портала konditerprom.ru, у этой компании около 1700 марок. В 1990-х гг. входящие в холдинг компании зарегистрировали десятки советских марок (в их числе, по данным сайта «Объединенных кондитеров», «Красная Шапочка», «Аленка», «Ласточка», «Весна» и др.).

В конце 2007 г. «Объединенные кондитеры» обратились с претензиями относительно ряда товарных знаков к кондитерскому объединению «Славянка». «Часть товарных знаков мы изменили, от некоторых, например от «Красной Шапочки», пришлось отказаться», – говорит начальник отдела маркетинга «Славянки» Алексей Подкапаев.

По информации Андреевой, с начала года правообладатели советских марок направили претензии более чем 40 производителям кондитерских изделий.