Вектор


Кредитный аппетит

Просрочка по кредитам растет не только силами мошенников и заемщиков, не рассчитавших собственные возможности. В столице легкая доступность кредитов приводит к тому, что люди берут по 10 и даже 15 займов, отмечает коллекторское агентство «Секвойя кредит консолидейшн». «Иногда такие активные заемщики используют потребительские кредиты для оплаты серьезных покупок, таких как автомобиль или квартира, не желая прибегать к целевому, а значит, залоговому кредиту», – пишет «Секвойя». Эти кредиты оформляются не в одном, а сразу в нескольких банках, каждый из которых предоставляет заемщику максимально возможный лимит. Поэтому задолженность по кредитам в Москве выше (7,1% на 1 июня, по данным ЦБ), чем в регионах, где она сохраняется на уровне 2–3%. «Опыт агентства показывает, что должники, имеющие более шести кредитов одновременно, почти наверняка не смогут расплатиться по всем своим обязательствам», – отмечает «Секвойя». Но если банки выдают кредиты тем, кто уже имеет 8–10 обязательств, это означает либо их готовность идти на риск, либо недостаточность в обмене информацией между банками.

На вторых ролях

«Еврофинанс Моснарбанк» совместно с Union Card начал выпускать в России пластиковые карты общенациональной китайской платежной системы China Union Pay. Они предназначены в первую очередь для россиян, часто бывающих в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. На каждого китайца приходится по 1,5 таких карты, они принимаются в 950 000 торговых точек, а это в 10 раз больше, чем у Visa и Mastercard, уверяет исполнительный вице-президент China Union Pay Цай Цзяньбо. Российский банк рассчитывает, что желающих обзавестись карточками будет около 300 000 и удастся зарабатывать на объеме операций, а не на комиссиях за выдачу и обслуживание. В России карты будут обслуживаться помимо «Еврофинанс Моснарбанка» в других банках, входящих в Union Card; их около 300.

Union Card в последнее время сдает позиции. В отличие от Китая в России, по данным ЦБ на конец 2007 г., Visa и Mastercard занимали 82,7% рынка. Как выжить частной платежной системе, если даже национальная – раньше «Сберкарт», а теперь ОРПС – никак не заработает? Партнерство с крупным локальным игроком, вероятно, позволит занять нишу на рынке.

Юридическая точность

Судебная тяжба между Росимуществом и группой «Ист лайн» (управляет «Домодедово») длится с 2005 г. Чиновники настаивают на возврате в госсобственность незаконно, по их мнению, присвоенного аэропортового имущества. Бизнес отбивается: того, чего требуете, уже нет (старые постройки снесены и исключены из реестра). Не первый президент молвит слово за «Ист лайн» (в 2005 г. – Владимир Путин, в 2008 г. – Дмитрий Медведев). И не первый раз стороны доходят до Высшего арбитражного суда (ВАС). А потом все начинают заново. В последнем раунде победили чиновники (третья инстанция оставила в силе решение нижестоящей об изъятии аэровокзального комплекса в пользу государства). Но коллегия ВАС вынесла определение, которым приостановила исполнение решения. Сейчас коллегия думает, передавать ли это дело в президиум ВАС. Но стало известно, что судебные приставы на прошлой неделе возбудили исполнительное производство, т. е. фактически начали изъятие имущества. «Как так? Ведь все приостановлено? Параллельно идут два взаимоисключающих процесса?» – недоумевает источник в «Ист лайн». Но источник в службе судебных приставов уточнил: исполнительное производство было начато, потому что пришел исполнительный лист, а потом приостановлено, потому что есть определение коллегии ВАС. По словам партнера ЮСТ Артура Рохина, даже если бы документы оказались на руках судебного пристава одновременно, то он все равно должен был бы поступить именно в таком порядке: вначале возбудить производство и тут же его приостановить. Все по закону.

Горячая пора

Одна из крупнейших в мире площадок по торговле нефтью – нью-йоркская биржа NYMEX в IV квартале 2008 г. начнет торговлю фьючерсными контрактами на сталь. «Стальные» биржи уже существуют в Лондоне (LME, с февраля 2008 г.) и Дубае (DGCE, с октября 2007 г.). Ни та ни другая пока не могут похвастаться успехом в новой сфере, поскольку растущие цены снижают интерес производителей к фьючерсам. Крупнейшие сталелитейные компании не приветствуют идею торгов, они предпочитают работать напрямую с покупателями. Зато фьючерсные контракты на сталь получили поддержку со стороны трейдеров, производителей средних масштабов и инвестбанков, которые жаждут получить «свой кусок в секторе, переживающем бум». Аналитики утверждают, что пока неясно, кто станет лидером на сталелитейных биржах, поскольку каждая из существующих ориентирована на разные бизнес-модели. Но, похоже, для самих торговых площадок это не важно. Сталелитейный рынок мира оценивается в $500 млрд в год и уступает лишь нефтяному. К 2010 г. ожидается рост еще на 32%. Так что для успеха на новом рынке надо ковать железо, пока горячо.