Архитектуру любят ушами

Прошедший в Турине международный фестиваль Teatro a Corte освоил жанр ландшафтного спектакля

Хочешь заманить туристов – придумай театральный фестиваль. Ход, давно проверенный в Авиньоне, Зальцбурге, Эдинбурге, Байройте, в этом сезоне снова выглядит актуальным. По крайней мере в Италии, где за последние два года появилось два новых международных фестиваля: один впервые прошел в июне в Неаполе (см. «Ведомости» от 27.06.2008), другой, всего годом старше, только что отыграли в Турине, а точнее – вокруг него, в барочных замках и дворцах, превращенных в театральные площадки.

Идея не нова – к примеру, главные спектакли Авиньона традиционно показывают в почетном дворе Папского дворца, крупнейшего сооружения средневековой Европы. Но туринский фестиваль, придуманный в прошлом году, все-таки может претендовать на ноу-хау: архитектура и ландшафт заложены здесь в фундамент программы, о чем прямо заявлено в названии – Teatro a Corte («Театр при дворе»). В сущности, главная задача участников фестиваля в Турине – оживить памятники Савойской династии, которыми знаменит Пьемонтский регион. Архитектура – застывшая музыка? Значит, эту музыку можно разбудить и услышать.

Самым простым и чистым примером такого подхода стал французский проект «Инструмент – монумент», использующий промышленный альпинизм в художественных целях. Театральный аттракцион заключается в том, чтобы превратить эффектный архитектурный объект в музыкальную конструкцию.

По примеру лэнд-арта – искусства в ландшафте – такой тип представления можно назвать ландшафтным театром. Материалом в нем служат история и пейзаж, а сюжетом – освоение пространства, движение по архитектурной форме.

Метод был продемонстрирован в замке Риволи, из каменной кладки которого французские артисты извлекли медитативную пьесу для ударных, проведя публику вдоль каждой стены и озвучив все прихотливые выступы, променады и ниши барочного строения, подсвеченного то факелами, то вспышками фейерверков, то прожекторами, в лучах которых притаившиеся в оконных проемах или висящие на страховочных тросах фигуры могли бы сойти за гигантских цикад, решивших исследовать замурованные в замке тайники звуков.

Кстати, прообраз такого театра известен всем: «Инструмент – монумент» напоминает музыкальную вариацию сказочного пароля «Сим-сим, откройся!». ТУРИН