Дешевые деньги для «Пулково»

Выделить кредиты на реконструкцию «Пулково» готовы IFC, ЕБРР и ВЭБ. Они могут профинансировать 25–35% от стоимости проекта, который оценивается в 600 млн евро

ОАО «Аэропорт «Пулково»

Четвертый по величине аэропорт в России. Пассажиропоток – 6,1 млн человек (2007 г.). Выручка – 3,5 млрд руб. (2007 г.). Чистая прибыль – 624,7 млн руб. Владелец – 100% акций принадлежит Петербургу.

Европейский банк реконструкции и развития, IFC и Внешэкономбанк готовы финансировать проект реконструкции петербургского аэропорта «Пулково», говорится в письмах этих организаций, направленных в адрес городской администрации.

ЕБРР готов выделить кредит на сумму до 35% от стоимости проекта, а также участвовать в уставном капитале компании-концессионера, говорится в письме директора бизнес-группы по инфраструктуре банка Томаса Майера на имя председателя комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) городской администрации Николая Асаула от 21 апреля этого года.

IFC готова прокредитовать 25% стоимости проекта и синдицировать оставшуюся сумму, пишет в КТТП старший менеджер департамента инфраструктуры IFC Равви Буга. IFC предоставляет кредиты на инфраструктурные проекты на срок до 15 лет и более, подчеркивается в письме.

Внешэкономбанк готов рассмотреть возможность предоставления финансирования в рублях или иностранной валюте на срок более 10 лет победителю конкурса на реконструкцию и эксплуатацию «Пулково», говорится в письме ВЭБа.

Это предварительные уведомления об интересе к проекту, окончательных решений по вопросу его финансирования не принято, сообщили представители IFC и ЕБРР. Уровень финансирования не более чем в 35% от стоимости проекта обычный для ЕБРР, он установлен внутренними правилами банка, объяснил представитель ЕБРР.

С просьбой рассмотреть возможности финансирования проекта к этим финансовым институтам обратилось правительство Петербурга для поднятия статуса конкурса, объясняет чиновник городской администрации. Он считает, что участие ЕБРР, IFC и привлекло к конкурсу большое количество авторитетных компаний.

Конкурс на строительство и управление аэропортом «Пулково» правительство Петербурга объявило в конце апреля, его итоги планируется подвести 12 марта 2009 г. Победитель конкурса должен построить новый аэропорт стоимостью около 600 млн евро, после чего он получит его в управление на 30 лет. На прошлой неделе конкурсная комиссия вскрыла конверты с заявками от желающих участвовать в конкурсе. Их оказалось девять – в том числе индийская GMR Infrastructure и турецкая TAV Airport Holding, а также семь консорциумов, в которые входят как крупные российские компании («Базэл», «Ренова», ВТБ, УК «Лидер», «Новапорт»), так и профессиональные иностранные управленцы аэропортами (Vienna Airport Group, Hochtief Airports, Fraport и сингапурская Changi Airport). Первый, квалификационный, этап конкурса должен завершиться 11 августа, когда конкурсная комиссия должна отобрать из подавших заявки тех, кто подходит под условия конкурса.

Намерения крупных финансовых институтов, готовых предоставить длинные кредиты для реализации проекта, – хороший знак для инвесторов, говорит сотрудник одной из российских компаний, участвующих в конкурсе. Каждый из консорциумов самостоятельно прорабатывал схему финансирования реконструкции «Пулково», но иметь под рукой надежный запасной вариант не помешает, считает сотрудник еще одной компании, претендующей на «Пулково».

Обычно такие крупные финансовые институты предоставляют финансирование по ставке ниже рыночной, создавая комфортные условия для заемщиков, говорит аналитик Advanced Research Петр Минин. По его оценке, кредиты у IFC и ЕБРР можно получить на 1–2% дешевле, чем на рынке.

Инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, которые поддерживаются государством, – очень неплохое вложение денег, считает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В ближайшие 5–7 лет в России ожидается рост авиационных пассажиропотоков на уровне 10–15% в год, затем он снизится до 5–6%, прогнозирует эксперт. При этом он отмечает, что обычный срок окупаемости таких проектов – 15–20 лет, следовательно, для их реализации необходимы длинные и дешевые деньги. При разумном подходе к реконструкции, когда аэропорт будет строиться постепенно блоками, можно сократить срок окупаемости до 10 лет на блок, считает Пантелеев.