Обувь ушла в глубинку

Новосибирские обувные сети ищут новые рынки сбыта, где конкуренция ниже, чем на родине. Это результат экспансии федеральных продавцов

До 2007 г. из федеральных сетей в Новосибирске присутствовали магазины «Эконика», Baden, Ecco, Ralf Ringer, Salamander, «Сити-обувь», «Обувь ХХI века» (у каждого не более трех магазинов), рассказывает исполнительный директор исследовательской компании Preview Рада Малышева. В 2007 г. в Новосибирске открылось сразу несколько крупных торговых центров, которые смогли привлечь в пул арендаторов обувные федеральные сети. Компания «Центробувь» (лидер по количеству магазинов в России) открыла первый магазин в Новосибирске весной 2007 г. (сейчас пять), Carlo Pazolini – летом 2007 г. (сейчас три). Однако в общем объеме рынка их доля остается небольшой, говорит Малышева.

Мест на проходимых улицах города почти не осталось, поэтому компаниям приходится искать новые рынки сбыта, отмечают ритейлеры.

Крупнейшая по количеству магазинов сибирская обувная сеть «Монро» в конце июля приобрела архангельского ритейлера «Северянку» (три магазина в Северодвинске и восемь в Архангельске), говорит начальник отдела маркетинга «Монро» Андрей Калмыков. Архангельский рынок еще не освоен, из федеральных сетей там представлены только Zenden и «Центробувь», пояснил он. Сейчас у «Монро» 116 магазинов в Сибири (13 – в Новосибирске), на Урале, в Поволжье и Северо-Западном регионе. По оценке топ-менеджера сибирской сети, также изучавшей возможность приобретения «Северянки», компания стоит 20–30 млн руб., еще 30–60 млн руб. – товарные запасы. С февраля 2007 г. «Монро» осуществляет франчайзинговую программу – как в Новосибирской области, так и за ее пределами: в Оренбургской, Кемеровской и Тюменской областях, говорит руководитель франчайзингового проекта «Монро» Денис Гусельников. До конца года компания планирует открыть еще несколько магазинов в небольших городах (франчайзинговые – в городах с населением 30 000–100 000 человек, собственные – от 100 000). В провинции практически отсутствует конкуренция, объясняет Гусельников.

«Россита» за последний год открыла свои первые магазины в Екатеринбурге, Тюмени, Томске, Иркутске и Барнауле, однако весной 2008 г. магазины в Екатеринбурге и Барнауле были ликвидированы. Ставки аренды торговых площадей постоянно повышаются, в итоге магазины не вышли на окупаемость, сетует один из топ-менеджеров компании. Сейчас в сеть входит 41 магазин в Сибири и Санкт-Петербурге (11 в Новосибирске), до конца года «Россита» намерена открыть еще два магазина в Новосибирске, по одному – в Новокузнецке и Красноярске. Инвестиции в открытие одного магазина (с учетом товарных запасов) – около 5 млн руб.

«Обувь России» (90 магазинов под марками «Вестфалика», Emilia Estra, «Пешеход» в 30 городах России, в том числе девять – в Новосибирске) с начала года открыла 15 новых магазинов, говорит директор компании Антон Титов. К осени компания планирует иметь в России 100–105 магазинов и вложит в развитие еще 160 млн руб., говорит Титов.

«Аскания» (14 магазинов в Новосибирске, Томске и Москве) делает ставку на крупные сибирские города. В апреле первый магазин сети (130 кв. м) был открыт в красноярском ТЦ «Планета», рассказала руководитель отдела маркетинга компании Элина Пыхалова. В Красноярске отсутствует предложение среднеценового сегмента, на которое ориентирована «Аскания» (средняя стоимость пары – 3500–7000 руб.). В 2008–2009 г. компания планирует открыть пять магазинов в Красноярске, Омске и Новокузнецке, говорит Пыхалова. По оценке управляющего партнера DSO Consulting Сергея Дьячкова, открытие одного магазина «Аскании» требует не менее $100 000.

Не самая благоприятная конъюнктура для продавцов обуви складывается, несмотря на рост доходов населения и резерв для расширения. Например, можно расти, вытесняя нецивилизованную розницу, занимающую, по данным Калмыкова, около 20% новосибирского рынка. По оценке аналитика «Финам менеджмента» Максима Клягина, объем обувного рынка Новосибирска – $600–800 млн, годовой рост – 20–25%, что выше среднероссийского (15–20%). В 2007 г. заработная плата в Новосибирской области выросла на 20,4%, в целом по России – на 17,2%, говорит он. А рост обувного рынка в Новосибирске замедлился: в прошлом году он вырос на 50%, а в 2008 г. рост не превысит 30–40%, прогнозирует Титов из «Обуви России». Он объясняет это перераспределением расходов населения в пользу подорожавших продуктов питания и товаров первой необходимости, ради которых покупатели жертвуют товарами долговременного пользования, в том числе обувью.

Число обувных магазинов в крупных городах достигло своего предела, существенно увеличить долю в крупных городах обувные сети могут лишь путем поглощения уже работающих сетей, говорит директор розничных продаж Ralf Ringer Игорь Камельков. «В небольших городах конкуренция невысока, к тому же арендная ставка ниже. В Москве цена 1 кв. м составляет от 2500 до 6000 руб., а в небольшом Рыбинске – 1388 руб.», – говорит он. Он добавляет, что в крупных городах растет спрос на обувь среднего ценового сегмента (от 2500 руб. за пару), а в провинции популярны мультибренды и дискаунтеры (до 1800 руб.). Именно на этот ценовой сегмент ориентировано большинство региональных сетей, ведущих экспансию. Тем не менее в большом городе магазин окупится за один-два года, а в маленьком – за два-три из-за меньшей покупательной способности и трафика, отмечает Клягин.

Еще в маленьких городах можно не слишком тратиться на рекламу. Руководитель новосибирского офиса рекламной группы «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин говорит, что полноценные рекламные кампании, как правило, проводятся при открытии не менее пяти магазинов в короткое время и стоят 1,5–3 млн руб. А в провинции открытие нового магазина – это событие, его и так заметят, уверен Филюрин.