Три сценария

Минэкономразвития нарисовало три сценария развития России до 2020 г. – кризисный, реальный и желаемый

В концепции-2020, внесенной во вторник в правительство, Минэкономразвития подробно описало инновационный сценарий развития экономики. В добавление к нему экономическое ведомство предусмотрело два альтернативных варианта (см. таблицы). Они содержатся в дополнении к концепции – прогнозе развития до 2020 г.

Пассивный путь

Инерционный вариант – консервация нынешней экспортно-сырьевой модели экономики, чреватая стагнацией. Государство отказывается от масштабных инвестпрограмм, ТЭК – от освоения новых месторождений, бизнес пассивен, усиливается социальное расслоение населения, рисует экономическое ведомство. Инновационные технологии импортируются, отечественная наука тихо угасает: новые технологии разрабатываются в основном в ВПК и сфере информационных технологий.

Низкая эффективность технологий, инфраструктурные ограничения расшатывают единственную опору экономики – ТЭК. Добыча нефти стагнирует: в 2010–2020 гг. ее объем составит 500 млн т ежегодно, а потом будет падать. Экспортные доходы бюджета снизятся, курс рубля ослабнет, рост инвестиций и потребления замедлится. Обрабатывающая промышленность будет все сильнее проигрывать импорту и не сможет компенсировать стагнацию нефтегазового сектора. Экономика отодвигается все дальше на периферию мирового прогресса, темпы роста ВВП к 2015 г. замедляются до 3%.

Таким сценарием Минэкономразвития показывает, что произойдет, если ничего не делать, да еще и «не повезет»: цены на сырье будут снижаться, объясняет ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

Нефтяная сверхдержава

Второй, энергосырьевой, сценарий – вариант догоняющего развития. Именно таким путем до сих пор развивалась российская экономика. Развиваются в основном ТЭК и металлургия, связанные с ними обрабатывающие производства (в частности, химические) и транспорт. Масштабные инвестпроекты направлены сугубо на разработку новых месторождений и строительство трубопроводов. Инновации концентрируются также в ТЭКе.

Добыча нефти к 2020 г. возрастет до 540 млн т, но экспорт сырой нефти снижается за счет роста экспорта нефтепродуктов. Добыча газа возрастет почти на треть, его экспорт – почти на 50%. Рост ВВП к 2020 г. удвоится, реальные доходы населения возрастут в 2,6 раза и почти половина россиян станет средним классом.

Это сценарий «энергетической сверхдержавы», говорится в прогнозе. Его главные недостатки – зависимость от импорта товаров и технологий и от мировых цен на нефть. До 2012 г. экономика продолжит быстро (до 6,7%) расти, после чего может столкнуться с нерешенными проблемами: снижающейся конкурентоспособностью обрабатывающих производств, замедлением роста выпуска, нехваткой средств на дальнейшее наращивание добычи. Рост экономики замедлится до 5%.

В этом сценарии 2012 год символизирует грань, когда промышленность (за редким исключением) утратит перспективы конкуренции на внешнем рынке, а большая часть внутреннего рынка будет проиграна импорту, говорит Гуриев. Это может произойти и двумя годами позже, но неизбежно случится.

Умная Россия

Образцовый, инновационный, сценарий развития по ряду показателей повторяет предыдущий вариант. Его преимущества проявятся после 2015–2018 гг., когда, в отличие от нефтяной траектории, экономика не замедлит темп роста. Объем инвестиций в двух последних сценариях примерно одинаков, но в инновационном варианте они поступают и в ТЭК, и в модернизацию высокотехнологичных отраслей. Государство и бизнес больше, чем в энергосырьевом сценарии, инвестируют в НИОКР, здравоохранение, образование. Каждый второй взрослый россиянин в 2020 г. будет с высшим образованием.

Ставка на диверсификацию экономики позволит добиться устойчивых темпов роста: к 2020 г. ВВП вырастет в 2,2 раза, за следующие 10 лет – еще на 60–75%.

Все три сценария разработаны с учетом одинаковых внешнеэкономических условий, от падения цен на нефть экономика не пострадает только в инновационном варианте развития, говорится в прогнозе.

Доходы

Доходы консолидированного бюджета в инновационном сценарии сокращаются с почти 40% ВВП в 2007 г. до 32,8–33,5% ВВП в 2020 г. Это потому, что нефтегазовые доходы за этот период сокращаются почти наполовину – до 3,8% ВВП. А остальные доходы немного снижаются – с 30,5% до 28–29% ВВП. В то же время расходы продолжают расти (в 2020 г. – до 34,9% ВВП), в 2020 г. в бюджете возникает дефицит, начинается использование средств резервного фонда. Это сознательная налоговая политика, предполагающая снижение налогового бремени, заложенное в концепцию Минэкономразвития, считает Гуриев.

Величина доходов в отношении к ВВП снижается, но их качество выше, говорит чиновник Минэкономразвития. Например, в инерционном сценарии никакого дефицита бюджета нет, объем нефтегазовых доходов к ВВП не снижается – но при этом сам ВВП намного ниже, сравнивает чиновник.

В концепции Минэкономразвития предлагает два варианта снижения НДС (единая ставка в 12% или 14% и сохранение льготной ставки в 10%). Они ведут к выпадению доходов, компенсировать которые ведомство предполагает за счет увеличения нефтегазового трансферта с 3,7% ВВП до 4,5–4,9% ВВП. В результате пополнение резервного фонда прекратится уже после 2016–2018 гг., а к 2022 г. его средства будут полностью израсходованы.

Распечатывание фонда допустимо как временная мера, способная возместить потери в период между снижением ставки НДС и появлением экономического эффекта от этого снижения, считает главный экономист Сбербанка Ксения Юдаева. Затем резервный фонд нужно будет снова наполнить. Если эффекта от снижения не последует, лучше не обнулять фонд, а либо сократить расходы бюджета, либо снова повысить НДС, считает Юдаева.

В сокращении расходов при таком сценарии видит выход и Гуриев: «Резервный фонд создавался для помощи при незапланированном снижении доходов бюджета, а снижение НДС – запланированное решение».

Много газа

Темп роста ТЭКа заметно снизится после 2010 г., прогнозирует Минэкономразвития. Во всех сценариях снизится нефтедобыча (см. графики), а внутреннее потребление нефти будет расти быстрее добычи. Отраслевые аналитики скептичны. Любые прогнозы больше чем на пять лет условны – они учитывают запасы, которые только будут найдены и включены в разработку, говорит аналитик «Солида» Денис Борисов. Но экспорт нефти к 2030 г. несколько снизится: нефтяники собираются модернизировать мощности, увеличив объем нефтепереработки, соглашается Борисов.

За счет ввода новых месторождений будет расти добыча газа. Но возрастет капиталоемкость добычи: будут истощаться месторождения с легкодоступными залежами, а новые места добычи – далеко от центра. Будет расти доля газа, идущая на производство тепло- и электроэнергии, а потребляемая остальной промышленностью – снизится. Увеличение объемов добычи и сокращение внутреннего спроса позволят повысить долю газа, направляемого на экспорт, считает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров.

Аграрная сверхдержава

Гигантский рост производства прогнозирует Минэкономразвития в сельском хозяйстве (см. графики на стр. А1). Будет расти урожайность, среднегодовая продуктивность молочного стада вырастет на 29%. Производство скота и птицы на убой вырастет на 60–65%, а свиней и птиц – на 70%. Это позволит насытить рынок отечественным мясом и снизить импорт. Вдвое, до 20%, упадет доля импортного сахара в потреблении. А вылов рыбы вообще вырастет вдвое.

Высокий передел

Гораздо быстрее будет расти обрабатывающая промышленность. Через 12 лет производство машиностроительной продукции по инновационному варианту втрое превысит нынешний уровень. Этому поможет модернизация предприятий, создание совместных производств, рост спроса на отечественную продукцию, увеличение экспорта. Уже в 2010 г. инвестиции в авиапром вырастут вдвое по сравнению с 2007 г. – до $440 млн. А выпуск самолетов в 2020 г. вырастет в более чем в 16 раз.

Облагородится и продукция черной металлургии – модернизация производств и строительство мини-заводов сократят импорт проката, вырастет экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Автопрому будет нужно все больше металла и его экспорт снизится, говорит Сергей Донской из «Тройки диалог».