«Русский язык хромал»

Федеральную целевую программу развития транспортной системы в 2010–2015 гг. премьер Владимир Путин подписал еще 20 мая на транспортном форуме в Сочи. Но обычной после подписания публикации долго не было
С. Николаев

В Минтрансе и аппарате правительства задержки с публикацией ФЦП объясняли тем, что программа проходит юридическую и стилистическую правку.

Сейчас постановление правительства, утвердившее ФЦП, можно найти на сайте правительства: его публикация датирована 15 июля, а хранится оно в реестре документов от 20 мая. Зафиксировано, что программа подписана 20 мая в 21.00.

Чтобы внести правку, правительству потребовалось два месяца. Как объяснил источник в аппарате правительства, «русский язык хромал», поэтому на вычитку 700-страничного документа ушло много времени.

Источник, близкий к Минтрансу, допустил, что аппарат правительства просто держал программу под сукном. В ней было два проблемных пункта – подпрограмма о железнодорожном транспорте и нерешенный вопрос с созданием госкорпорации «Росавтодор». Надо было, чтобы параметры ФЦП совпали со стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 г. (она была принята 17 июня).

«Подпись премьера в постановлении последняя, в кабинете министров никто не имеет права вносить изменения в подписанный премьером документ», – говорит Алексей Волин, замруководителя аппарата правительства в 2000–2003 гг. Он не смог вспомнить ни одного случая, чтобы стилистическая правка занимала бы так много времени.

«Ни смысл программы, ни количество выделяемых средств не изменены после подписи премьера», – заверил источник в аппарате правительства. Положения о «Росавтодоре» в ФЦП так и не появилось. Не менялась в эти два месяца и суть подпрограммы «Железнодорожный транспорт», сказал источник в аппарате правительства. Задержка связана исключительно с низким качеством документа и сырым изложением, объясняет он. «ФЦП – это борьба за большие деньги, там важно, где стоит каждая запятая», – говорит Волин.

Вся ФЦП весит 13,5 трлн руб., большая часть должна прийти от инвесторов. Компании вложат в транспортную инфраструктуру 8,2 трлн руб., федеральный бюджет – 4,6 трлн руб., регионы – 614,6 млрд руб.

В ФЦП шесть подпрограмм: по развитию железнодорожного транспорта, автодорог, гражданской авиации, экспорта транспортных услуг, морского и внутреннего водного транспорта.

Аккумулировать от инвесторов 8,2 трлн руб. – амбициозный, но реалистичный план, считает аналитик «Тройки диалог» Геннадий Суханов. Значительную часть средств инвестируют госкомпании, в первую очередь РЖД, говорит он. А частные инвесторы вложатся в строительство мостов, платных дорог, объектов в Сочи.

Железнодорожная подпрограмма самая масштабная. Реализовываться она будет за счет РЖД. Из запланированных в программе 6,2 трлн руб. госкомпания вложит 5,7 трлн руб. (остальное – федеральный бюджет и регионы), из которых 1 трлн руб. – за счет инвестиционной надбавки в тарифы РЖД. Все запланированные деньги будут вложены в проекты, обещает представитель РЖД. Именно за счет тарифной составляющей РЖД собирается построить дороги Полуночное – Обская – Салехард (148,2 млрд руб.) и Салехард – Надым (65,2 млрд руб).

Почти все госденьги будут потрачены на строительство автодорог – 3,2 трлн руб. от федерального бюджета. Инвесторы вложат в дороги 694 млрд руб., регионы – 325,3 млрд руб. Строительство и ремонт федеральной трассы М-4 «Дон» (Москва – Новороссийск) обойдется стране в 605,7 млрд руб. Трасса М-5 «Урал» (Москва – Челябинск) стоит 203,1 млрд руб., М-7 «Волга» (Москва – Уфа) – 122,2 млрд руб.

Автодорожный раздел – самый дефицитный в ФЦП, говорит замгендиректора Института транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова: нужно вдвое больше денег. Потребность страны в скоростных трассах – 7000 км, а по ФЦП планируют построить лишь 900 км, знает она.

Основные проекты по созданию платных дорог, предусмотренные программой, – строительство Центральной кольцевой автодороги (470 млрд руб.) и скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург (567,5 млрд руб.). Сооружение платных дорог – одно из самых перспективных направлений в строительстве, считает представитель «Базэла» Сергей Рыбак: стоимость одного Западного скоростного диаметра, на строительство которого в консорциуме с еще пятью компаниями претендует «Базэл», сопоставима с вложениями в индустрию средних размеров.

Стоимость ФЦП кажется огромной, но на дороги в США и Европе тратится столько же, говорит Суханов, а транспортная инфраструктура России в последние годы была сильно недофинансирована.