Вектор


Продают и покупают

Совет директоров «Норникеля» сегодня среди вопросов должен рассмотреть ТЭО на разработку Удоканского месторождения меди, с которым компания пойдет осенью на конкурс. Ситуация интересна тем, что в совет директоров «Норникеля» входит Олег Дерипаска, чьи структуры также претендуют на Удокан и подали самостоятельную заявку. Это несет в себе конфликт интересов: по этой причине «Онэксим» Михаила Прохорова, другого члена совета директоров «Норникеля», снял свою заявку на участие в конкурсе. У Дерипаски не все так просто. «Базэл» рассмотрит возможность снятия заявки с конкурса на разработку Удокана, только если «Норникель» полноценно будет участвовать в нем, а не так, как предлагается сейчас, – в консорциуме, где у «Норникеля» будет всего 25%, объявил вчера Олег Дерипаска.

Экспортные поставки угля из России в первом полугодии 2008 г. выросли на 8% до 50,434 млн т, свидетельствуют статистические данные Федеральной таможенной службы (ФТС). Речь идет о совокупном объеме экспорта коксующегося и энергетического угля, поясняют в ФТС. За первое полугодие 2007 г. российские угольные компании за рубеж продали чуть меньше – 46,690 млн т угля. При этом заработать на экспортных поставках в январе – июне этого года угольщикам удалось существенно больше. В денежном выражении экспорт вырос на 36,8% и составил $3,366 млрд против $2,46 млрд в первом полугодии 2007 г. Угольщикам помог резкий скачок цен на коксующийся уголь, уверены эксперты. В первом полугодии 2008 г. цена за 1 т этого сырья на спотовом рынке достигала $300. При этом в абсолютном выражении объемы экспортных поставок выросли не сильно. А вот ввезли угля в Россию за первые два квартала 2008 г. на 44,5% больше. Импорт составил 16,189 млн т. Дмитрий Смолин из «Уралсиба» считает, что львиная доля импорта пришлась на энергетический уголь. По его словам, российские производители энергетического угля стараются экспортировать сырье, поскольку цена угля на спотовом рынке составляет порядка $160 за 1 т, а на российском – около $40–50 за 1 т.

Не по-спортивному

Олимпийские игры открываются сегодня, а российские телеканалы еще не продали весь объем рекламного времени, выделенного в трансляциях состязаний. И это в стране, жители которой недавно убедились: спортивные подвиги возможны. Вера в чудо наверняка привлечет к экранам во время Игр более солидную аудиторию, чем в период Олимпиады в Турине или Афинах. Тогда аудитория телеканала «Спорт» выросла чуть ли не в пять раз. Медиаагентства признаются: сейчас спрос со стороны клиентов на размещение невелик, несмотря на сравнительно дешевое предложение. Цена олимпийской рекламы всего на 5% выше обычной, а не на 30–50%, как было во время «Евро-2008»: из-за невероятного успеха сборной России игры с ее участием ставили рекорды по телевизионным рейтингам. Предолимпийского ажиотажа нет по объективным причинам: прямые трансляции из-за шестичасовой разницы во времени с Пекином будут идти рано утром и днем, когда вся страна на работе. Да и август не лучшее время для телеканалов: телезрители перемещаются на пляжи или дачи. Есть и другая причина: организаторы Игр не раз подчеркивали, что Олимпиада – событие не коммерческое. Пекин сам не стремится на ней заработать и другим помогать не собирается. Время показа многих спортивных состязаний до сих пор не определено, что затрудняет продажи рекламы, жалуются медиаагентства.

Актуальный инструмент

Если в предыдущие пару лет привлечь деньги на рынке было несложно даже эмитентам третьего эшелона, то в 2008 г. ситуация изменилась. Чтобы занять, компаниям приходится предлагать кредиторам премию – иной раз несколько сотен базисных пунктов ко вторичному рынку, но и это не всегда помогает. В поисках новых возможностей компании не забывают и о старых, в том числе вексельных, программах.

Как следует из данных CBonds, в первом полугодии 2008 г. объем выпущенных векселей составил 26,44 млрд руб. Это на 73% больше показателя первого полугодия 2007 г. (15,28 млрд руб.). За весь 2007 год рынок векселей вырос только на 18%. Во время расцвета облигационного рынка векселя стали восприниматься как отживающий свой век инструмент из-за низкой ликвидности и небезопасности, а теперь выбирать компаниям не приходится. Тем более что векселя удобно использовать для пополнения оборотных средств перед офертой по облигациям.

Непростое решение

Ранее менеджмент «Ростехнологий» и «Интерроса» объявлял, что госкорпорация и «Металлоинвест» Алишера Усманова ведут переговоры с «Норникелем» по совместному участию в конкурсе. Доля «Норникеля» в таком альянсе как раз и есть предмет споров. Именно поэтому «Металлоинвест» подал отдельную заявку. Для «Норникеля» выбор сложен. С одной стороны, никто не сомневается, что компания потянет такой проект в одиночку. Но с другой – вне альянса с «Ростехнологиями» у нее не будет административного ресурса. А ведь еще один основной претендент на Удокан – УГМК такой ресурс получила. Она идет на конкурс в альянсе с РЖД и ВЭБом.