Традиционный СЗТ

Новостройки – лакомый кусок для операторов широкополосного доступа в интернет. Но доля на этом рынке «Северо-Западного телекома» (СЗТ) – только 20%, тогда как доля оператора в среднем по городу – 30%
Е.Кузьмина

Рынок подключения новых квартир к интернету – один из самых конкурентных, говорит гендиректор агентства «Неделя сотовых технологий» (НСТ) Денис Кусков. По его оценке, ARPU в новостройке в среднем составляет около 600 руб., что на 20–30% выше, чем в старых домах. По словам гендиректора «Интерзет» Дмитрия Анчунова, ARPU в новых домах составляет в среднем 550 руб., а в среднем по городу – около 450 руб. Представитель СЗТ добавляет, что квартиры в новых домах удобнее подключать к услуге triple-play (интернет, телефония, кабельное ТВ).

Из-за активности на этом рынке альтернативных операторов доля лидера петербургского рынка широкополосного доступа в интернет – СЗТ – лишь 20%, оценивает Кусков, хотя оператор контролирует 30% всего рынка широкополосного доступа в городе. Крупный оператор не всегда может оперативно подключить отдельные новостройки, небольшие провайдеры реагируют быстрее, говорит Кусков. Представитель СЗТ не комментирует данные НСТ, но заявляет, что СЗТ плодотворно сотрудничает со строителями.

Иногда на этапе застройки у оператора есть возможность подключить дом к интернету на эксклюзивных условиях, рассказывает гендиректор сети «Цифра» Антон Шугай. По такой схеме предпочитает работать УК «Ажур», которая управляет домами компании «Строймонтаж», говорит технический директор УК Дмитрий Лебедев. На этапе строительства прокладку всей телекоммуникационной инфраструктуры она отдает одному, реже – двум операторам.

Впрочем, гендиректор ТКТ Руслан Евсеев отмечает, что дом принимается госкомиссией только после подключения к фиксированной телефонии и коллективной антенне. Новостройки не очень привлекательны для лидеров телекоммуникационного рынка, срок их заселения – два-три года, подчеркивает он.

Договоры на строительство сети в новом доме, как правило, заключаются в результате личных контактов. У некоторых строителей есть пул операторов. Например, «Строймонтаж» сотрудничает с «Квантумом», «Смарт-телекомом» и СЗТ, говорит Лебедев. А «ЛенспецСМУ» принадлежит оператор «Электрон телеком», рассказывает гендиректор оператора Дмитрий Ловцюс.

Иногда строители проводят конкурсы на первичную прокладку сетей в новом доме. Строительная компания «Северный город» в результате конкурса в 2005 г. заключила договор с СЗТ, выбрав этого оператора для телефонии, интернета и IP-TV, потому что у него есть возможность без очереди подключать телефоны, говорит руководитель пресс-службы RBI Наталья Шорина. Пока заметные тендеры проходят лишь несколько раз в год, говорит Кусков.

Работа на эксклюзивных условиях выгоднее всего, считают участники рынка. По словам Шугая, обычно после сдачи и полного заселения дома УК и ТСЖ пускают в здание других операторов. Но к тому моменту более 60% уже пользуются услугами «первопроходца», отмечает он. Такие же оценки приводит и Анчунов. Ловцюс говорит, что первый оператор может получить 30–40% пользователей.

В последнее время получила распространение схема, которая используется в бизнес-центрах. По ней оператор прокладывает в доме сеть, а потом пускает в нее других провайдеров. После подключения ими абонентов владельцу сети достается процент от абонентской платы. Подобную схему планирует ввести в одном из своих домов «Электрон телеком». По словам Ловцюса, такая схема удобна из-за создания конкурентной среды и простоты в эксплуатации сети.