Стратегия для местных

Минпромторг пообещал российским фармпроизводителям привилегии в госзакупках и оплату части затрат на переоборудование, иностранным – повышение НДС
М.Стулов

Ведомостям» удалось ознакомиться с рабочим вариантом стратегии развития фармпромышленности страны до 2020 г., которую Минпромторг недавно отправил на согласование в ряд министерств. Представитель пресс-службы Минздрава подтвердил, что документ был недавно получен.

Авторы стратегии предлагают, в частности, запретить иностранцам участвовать в государственных тендерах, если на лот уже претендуют два или более российских производителя. Иностранных фармпроизводителей планируется лишить льготы по НДС (сейчас платят 10%), кроме того, министерство намерено повысить таможенные пошлины на лекарства, если использованные субстанции вышли из-под патентной защиты. Руководитель департамента химико-технологического комплекса Минпромторга Сергей Цыб подтвердил, что такие мероприятия предусмотрены в стратегии. «Под отечественными производителями при этом мы понимаем любое производство на территории РФ вне зависимости от страны происхождения собственника», – уточнил он.

Параллельно Минпромторг обещает поднять качество российских лекарств: международный стандарт качества GMP в России должен стать обязательным с 2014 г., при этом государство готово финансировать до 50% затрат на модернизацию, говорится в стратегии. Цыб наиболее оптимальным считает предоставление льготных кредитов.

Представитель Минфина вчера не смог прокомментировать концепцию. Ранее представитель министерства заявлял, что «непонятно, потребует ли данная программа выделения бюджетных средств». Сейчас в концепции говорится, что бюджетные средства потребуются, причем не только федерального, но и местных.

Минздравсоцразвития рассматривает проект стратегии и будет оценивать, насколько он способствует удовлетворению потребностей населения в качественных и доступных лекарствах, сказала представитель министерства.

«Искусственное ограничение в выборе препаратов по стране производства может ущемить интересы российских пациентов, ведь им важны качественные характеристики лекарства, а не его отечественное или зарубежное происхождение, – комментирует глава представительства Pfizer в России Режис Ломм. – Конкуренция между различными препаратами и наличие на рынке широкого спектра и российских, и иностранных лекарств стимулируют производителей повышать качество».

Покупать за бюджетные деньги продукцию локальных производителей – это нормальная практика, уверен руководитель Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев. «Безусловно, есть иностранные препараты, которые в России не производятся, в основном это касается инновационных лекарств. Если это необходимые медикаменты, то никто не будет пытаться заменить их отечественными аналогами», – добавляет он. Директор по исследованиям «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов напоминает, что на различные государственные программы в 2007 г. пришлось около 30% российского фармрынка, в 2008 г. только на программу дополнительного лекарственного обеспечения выделено 60 млрд руб. и планируется добавить еще 10 млрд руб.