Тихая музыка

Перед началом концерта в зальцбургском Фестшпильхаусе публику попросили не хлопать – ни до, ни после выступления

Концерт был особенным: Риккардо Мути посвятил его памяти Герберта фон Караяна. Караян для Зальцбурга – не просто знаковая фигура. Фактически он создал Зальцбург – в том качестве и том статусе, в котором фестиваль пребывает и поныне.

Столетие Караяна в этом сезоне сочли долгом отметить все оркестры, с которыми он когда-либо работал, и многие крупные дирижеры. Почти каждому из младших коллег Караян дал путевку в жизнь, приглашая в Берлин или Зальцбург и тем самым сообщив мощный импульс карьерам целого поколения дирижеров, которым сейчас от 50 до 75. По сути, Караян вывел на авансцену большой музыки целую плеяду. В отличие от других маститых он был щедр и великодушен: искал таланты и не боялся плодить конкурентов, так как был абсолютно уверен в себе. Ему мы обязаны тем, что мировой рынок дирижеров сегодня – пока еще – достаточно полон и разнообразен. С поколением, следующим за караяновскими питомцами, дело обстоит гораздо хуже: ярких личностей там намного меньше.

Риккардо Мути с оркестром Венской филармонии исполнили в память Караяна «Немецкий реквием» – траурную мессу, написанную Брамсом вопреки канонам не на латыни, а на немецком. Солировали исключительно чувствительные Женя Кюхмайер и знаменитый шведский баритон Петер Маттеи. Хор Венской оперы интонировал тексты благоговейно, а Мути, при всей его яростной темпераментности, в то утро дирижировал очень деликатно, предпочитая неяркие контрасты и градуированную нюансировку внутри тихой музыки. Ближе к финалу, когда рисуется картина Страшного суда и несгибаемо звучат трубы и валторны, Мути, ни на миг не прервав пологую волну, вывел оркестр к главной кульминации: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?». Зальцбург