Пошли на обгон

Нижегородский рынок рекламы за первое полугодие вырос в разных сегментах на 20–50%. А российский рынок снижает темпы роста уже третий год подряд, исключение составляет интернет-реклама
А. Белоусов

Россия отстала. 20%

составил рост российского рынка рекламы за первое полугодие 2008 г. Его объем оценили в $126,5 млрд; 24% – рост рекламного рынка России в первом полугодии 2007 г. Источник: АКАР

Распространению телерекламы в Нижнем не мешает принятый в 2006 г. закон «О рекламе», ограничивший рекламное эфирное время с 12 до 9 минут в час. Рекламные сборы нижегородских телевизионщиков за январь – июнь выросли на 25–30% (до $45–50 млн), говорит первый заместитель гендиректора телекомпании «Волга» Сергей Лаптев. Ежегодный рост он оценивает в 30–40%. Общероссийские сборы, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), выросли всего на 2–3% (составили $32 млрд).

В ближайшее время рекламодатели в регионах будут активнее идти на нишевые каналы («Спорт», ТВЦ, ДТВ, «Домашний» и др.) предполагает Лаптев. Заполняемость дециметровых каналов местной рекламой сейчас не превышает 30%, а федеральный сегмент закрыт на 100%, говорит он. Рекламные бюджеты местных телеканалов растут быстрее федеральных в силу щадящих расценок, утверждает аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. По его словам, нижегородский эфир дешевле московского в 15–20 раз. Минута рекламного времени в нижегородском эфире стоит от 500 руб. до 45 000 руб. в зависимости от канала, времени показа и рейтинга программы, говорит Лаптев.

Сегмент наружной рекламы в Нижегородской области за январь – июнь вырос на 20%, считает владелец рекламного агентства «Арт-студия «Клим» Анатолий Игонин. Возможности количественного роста рынка наружной рекламы в Москве, например, уже исчерпаны, рынок поделен, а на нижегородском еще есть свободные ниши, говорит директор рекламного агентства «АДМ-групп» Александр Малюгин. По информации АКАР, всего в России было собрано около $11 млрд за счет наружки, прирост – 13% по сравнению с первым полугодием 2007 г.

По словам Малюгина, наибольший прирост демонстрирует рынок BTL-услуг (промоакции, презентации) – он вырос на 30% за полугодие. Сборы нижегородского рынка наружной рекламы в 2007 г. – около $25 млн (оценка «Финама»).

Гендиректор нижегородского агентства «Комсомольская правда – Форпост» Ирина Авсиевич констатирует рост рынка рекламы в печатных СМИ в области за шесть месяцев 2008 г. на 43% (в Самаре, Новосибирске и Ростове рынок вырос менее чем на 30%), рекламные сборы составили около $19 млн. По подсчетам АКАР, за первое полугодие в России этот сегмент вырос на 12%, а сборы составили около $8 млрд.

И лишь интернет-реклама на нижегородском рынке отстает от общероссийских темпов. Сборы в первом полугодии выросли на 15–20%, а ежегодный рост – 40–50% говорит директор интернет-проектов рекламной компании Imageprom Алексей Карпунин. Объем нижегородской «виртуальной» рекламы в 2007 г. он оценивает примерно в 120 млн руб. Между тем, по данным АКАР, объем рекламы в интернете по всей стране вырос только за первое полугодие на 45% до 2,9 млрд руб. Сейчас около 70% всех денег от нижегородской рекламы в интернете получают федеральные компании Mail.ru, Rambler и «Яндекс», рассказывает Карпунин. Совладелец нижегородского портала Nn.ru Илья Осипов говорит, что компания за полгода собрала около $800 000.

Опережающую динамику нижегородского рекламного рынка Авсиевич объясняет бурным развитием продовольственного ритейла в области (на 20% в год) и ростом доходов нижегородцев (на 15–20% в год).