Широка зона

Пятьсот российских миротворцев после завершения отвода войск разместятся в зоне безопасности по обе стороны от административной границы Южной Осетии. С тыла их поддержит более значительная группировка
Reuters

Замначальника Генштаба Анатолий Ноговицын вчера подробно разъяснил журналистам, как и почему российские войска останутся в Южной Осетии и прилегающих районах после того, как сегодня завершится отвод основной части войск с территории Грузии. По словам Ноговицына, посты миротворцев будут установлены в две линии по границам зоны безопасности, определенной Дагомысским соглашением 1992 г. об урегулировании грузино-осетинского конфликта.

Зона безопасности простирается по обе стороны от административной границы Грузии и Южной Осетии примерно на 10 км, т. е. российские посты останутся и на территории собственно Грузии, но на некотором расстоянии от города Гори. Всего в этой зоне будет, как уточнил позднее министр иностранных дел Сергей Лавров, около 500 российских миротворцев. Но с тыла, отмечает замначальника Генштаба, на территории Южной Осетии, будет сохраняться дополнительный контингент российских войск, который Москва также считает миротворческим. Их численность, по словам Ноговицына, еще не определена. Над зоной безопасности без санкции российского командования будут запрещены полеты воздушных судов, но замначальника Генштаба считает, что это не создаст препятствий для использования воздушного пространства в мирных целях, надо только будет получать для этого российское разрешение.

Грузинских миротворцев в зоне безопасности не будет, действия России по принуждению к миру разрешены российско-грузинским документом 1994 г. [приложением к Дагомысскому соглашению], а предельный потолок численности российского контингента не определен документально, говорит источник в Кремле.

Ноговицын особо отметил, что Дагомысские соглашения не имели пункта об одностороннем выходе из них. Поэтому Грузия согласно Венской конвенции о праве международных договоров должна уведомить за год о своем желании выйти из него, и еще год конвенция дает на переговоры двух сторон, а затем вопрос передается для решения третейским инстанциям. То есть Россия уверена в своем праве держать войска в регионе не менее двух лет.

Если российские солдаты останутся на территории Южной Осетии, это будет прямым нарушением достигнутых при посредничестве президента Франции Николя Саркози договоренностей, где четко сказано, что в зоне конфликта могут быть размещены только миротворцы, которыми российские войска Грузия не считает, говорит представитель МВД Грузии Шота Утиашвили. В плане Саркози ничего не говорится и о контроле Россией воздушного пространства над Южной Осетией.

Присутствия российских войск в любом виде за пределами Южной Осетии Запад не потерпит и это станет причиной для давления на Москву, отмечает редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. По его мнению, увеличенное число российских миротворцев на территории Южной Осетии в западных столицах воспримут спокойнее.