Вектор


Слишком медленно

Банк России планирует поэтапно повысить требования к минимальному уровню капитала для банков, сообщил вчера первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. По его словам, года через 2–3 можно ожидать, что требования к минимальному капиталу будут повышены, но это будет сумма меньше 5 млн евро. Именно столько нужно внести в капитал, чтобы получить право создать новый банк.

Безусловно, повышать требования к минимальному капиталу нужно. Непонятно лишь, почему ЦБ действует так медленно. Зачем стране нужны сотни банков с капиталом меньше $3 млн? Чтобы их владельцы могли продать банковскую лицензию за $5 млн и на этом заработать? Или чтобы командам «обнальщиков» было где продолжить бизнес после закрытия очередного банка? Вот если ЦБ поднимет цену входного билета хотя бы до $50 млн или $100 млн, российская банковская система может стать здоровее.

Кредитная тайна

Вчера прошло первое заседание ЦБ и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по делу банка «Хоум кредит». В июле его конкурент – «Русский стандарт» – пожаловался в ФАС, что он не информирует клиентов о комиссиях по некоторым кредитам. Представители «Русского стандарта» на заседание не пришли. А представители ответчика подали ходатайство о перенесении слушания на две недели: «Нам не было известно о том, по какой статье найдены нарушения, потому нужно подготовить позицию банка».

Председатель комиссии Андрей Кашеваров особенно заинтересовался тем, что в кредитном договоре «Хоум кредита», подкреплявшем жалобу, вместо указания кредитного продукта стоял цифровой код: «Как же заемщик понимает, какой кредит он оформил?» На что ответчик возразил, что клиентам важнее знать, сколько они переплатят. Позже представитель банка Ирина Жукова пояснила, что код заемщику расшифруют по требованию, а код удобен банку для внутреннего пользования. Действительно, вдруг конкуренты еще куда кляузы понесут!.

Закупят по минимуму

Поставки авиалайнеров задерживают не только российские производители, но и американская Boeing, и европейская Airbus. Из-за отсрочки серийного выпуска самолетов B787 и А380 страдают не только авиакомпании, но и поставщики производителей самолетов. У них авиастроители сокращают объемы закупок. Подобные неприятности, в частности, ожидают российскую «ВСМПО-ависма», которая поставляет титановую продукцию Boeing и Airbus. К примеру, около 40% всех потребностей Boeing в титане покрывает именно ВСМПО. Компания уже предупредила о подобных рисках. В отчете ВСМПО за II квартал 2008 г. говорится, что иностранные авиапроизводители сейчас закупают лишь минимальные объемы титановой продукции как раз из-за задержек с освоением производства новых моделей авиалайнеров. Задержка производства Boeing 787 составляет уже 27 месяцев, констатирует в документе ВСМПО. То же самое говорится и про ряд проектов Airbus. В частности, откладывается серийный выпуск А380 и проектирование самолета нового поколения А350. Пока ВСМПО спасают долгосрочные контракты с авиастроителями: в них оговорены гарантированные минимальные объемы закупок титана. Но когда будет преодолен этот кризис – непонятно: из-за удорожания авиатоплива авиакомпании терпят колоссальные убытки и вообще отказываются от покупки новых самолетов.

Миллиарды на арене

Футбол увлекает не только спортсменов и простых болельщиков, но и власть имущих. Какому губернатору или хозяину футбольного клуба не хочется, чтобы его команда играла на самом современном стадионе? Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и предправления «Газпрома» Алексей Миллер – не исключение. Арена для ФК «Зенит» (принадлежит структурам «Газпрома») должна стать самой современной в России. Защищать их от петербургской непогоды призвана раздвижная крыша, а хороший газон обеспечит выдвижное поле. Таких стадионов в мире единицы.

Но удовольствие оказалось очень дорогим. Изначальная стоимость проекта составляла 6,9 млрд руб. Все расходы обещал оплатить Смольный. Но в мае была озвучена новая цифра – 13–14 млрд руб. А реальность превзошла ожидания – по утвержденной смете (см. статью на стр. Б5) стадион подорожал до 23,7 млрд руб. В Смольном пеняют на дорогие поле и крышу и пытаются договориться с «Газпромом» о совместном финансировании проекта. Монополия думает.

Эксперты считают, что затраты на крышу и поле не должны превысить $200 млн (4,9 млрд руб.). Соответственно, навороты не так уж виноваты в подорожании стадиона. Как и повышение стоимости стройматериалов и работ, которые выросли максимум на 50% за три года. Может, изначальная стоимость стадиона была занижена или при ее расчетах были допущены принципиальные неточности? Кстати, это не первый масштабный проект в Петербурге, стоимость которого сильно возросла. Затраты на строительство Западного скоростного диаметра в 2006 г. оценивались в 83 млрд руб., а в 2008 г. составили уже 213 млрд руб.