Самолеты – отдельно

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) начала выводить на аутсорсинг вспомогательные производства. «Авиастар-СП» передаст «Авиаагрегату» выпуск гидроцилиндров и освободит дополнительные площади для сборки самолетов
Д. Гришкин

Чтобы освободить площади непосредственно под сборку самолетов, ОАК выводит производство части комплектующих на аутсорсинг. По словам Сысоева, на «Авиастаре» это поможет освободить примерно 50 000 кв. м, а по всем предприятиям ОАК – около 500 000 кв. м. Аналитик УК «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго считает, что на освобожденных площадях «Авиастара» можно дополнительно построить до 20 самолетов Ту-204.

Пользуются спросом. 31

самолет – такое количество Ту-204 построит «Авиастар-СП» по договору Объединенной авиапромышленной корпорации и лизинговой компании «Ильюшин финанс ко» (ИФК). Договор подписан на авиасалоне в Фарнборо в июле. 15 самолетов Ту-204 ИФК в 2006–2007 гг. заказала «Авиастар-СП» напрямую. Один Ту-204 из этого заказа уже построен и передан авиакомпании «Владивосток авиа». Всего в парке этой авиакомпании пять Ту-204 ульяновского производства.

ОАО «Авиаагрегат»

Производитель запчастей к летательным аппаратам. Выручка – 167,081 млн руб. (I квартал 2008 г., данные компании). Чистая прибыль – 4,037 млн руб. Акционеры: Росимущество – 60,821%, Геннадий Кулаков – 5,3%, ЗАО АКБ «Транскапиталбанк» – 2,78%.

ЗАО «Авиастар-СП»

Производитель авиационной техники. Выручка – 3,47 млрд руб. (2007 г., «СПАРК-Интерфакс»). Чистая прибыль – 3,172 млн руб. Акционеры: ОАО «Туполев» – 73,75%, ООО «Центральный московский депозитарий» – 25%.

О соглашении между ОАК и самарским «Авиаагрегатом» ОАК сообщила в конце прошлой недели.

Сейчас ульяновский «Авиастар» самостоятельно производит примерно 700–900 гидроцилиндров для Ту-204 в год, но к 2015 г. потребность в них достигнет 1500 штук, говорит представитель ОАК Максим Сысоев. К 2010 г. авиазавод должен производить 12 самолетов Ту-204, к 2015 г. – 25. План на 2008 г. – восемь самолетов, добавил заместитель генерального директора «Авиастара» Борис Брусиловский.

Шаго сомневается, впрочем, достаточно ли будет заказов у «Авиастара». По его мнению, для ульяновского предприятия выход на серийное производство 10 самолетов в год – значительное повышение. Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что после увеличения мощностей предприятие сможет строить не более 24 самолетов в год. До 2010 г. по имеющимся заказам (см. врез) «Авиастар» сможет произвести не более 40–50 самолетов Ту-204, уверен он. Но гидроцилиндры будут использоваться в том числе и на замену в уже эксплуатируемых самолетах, отмечают оба эксперта. Сейчас летает не менее 40 Ту-204.

Самарские гидроцилиндры обойдутся корпорации дешевле – возможно, в два раза, считают Пантелеев и директор «Авиаагрегата» Геннадий Кулаков. «Авиаагрегат» – специализированное предприятие, производство поставлено на поток, это удешевляет продукцию, отмечает Кулаков. Сысоев и Кулаков не смогли назвать стоимость одного цилиндра. Но на механизм шасси («Авиаагрегат» полностью обеспечивает «Авиастар» механизмом шасси – без колес) с гидроцилиндром приходится 1–2% в себестоимости самолета, говорит Кулаков.

Стоимость одного Ту-204 – $40–50 млн, говорит Пантелеев. Производство 1500 гидроцилиндров в год может принести «Авиаагрегату» около $30 млн, посчитал Шаго. Сысоев рассказал «Ведомостям», что с «Авиаагрегатом» впоследствии будут заключены соглашения на производство гидроцилиндров для воронежского (ВАСО) и казанского (КАПО им. Горбунова) авиационных заводов.

Какие еще производства ОАК отдаст на аутсорсинг, Сысоев не сказал. «Вопрос прорабатывается», – пояснил он.