Молодо – не дорого

Фолькер Диль выступил покровителем молодых талантов – в его московской галерее открылась выставка художников, еще не знающих себе цену
С.Портер

Желание. Кристина Штейнбрехер

куратор. Конечно, нам хотелось бы продать работы. Ведь у некоторых художников нет даже мастерской.

Для молодого художника выставиться у такого солидного галериста, как Фолькер Диль, – шанс выйти в коммерческий арт-мир. В публичном художественном пространстве большинство участников молодежной выставки Fresh Blood уже засветились.

Почти у всех имеется солидный послужной список – художники молодые, но много где выставлялись. Правда, кого-то из них куратор выставки Кристина Штейнбрехер впервые увидела только во время фестиваля «Стой! Кто идет?», т. е. этим летом, но это просто факт ее короткой профессиональной биографии.

Но ни разница в опыте и возрасте участников, ни место их жительства никакого значения в случае этой выставки не имеют – она очень ровная. Решительно мешают написать «плоская» только оплывшие формы стоящих на неоновых трубках скульптур Леонида Сохранского, кстати самого старшего из участников – ему хорошо за тридцать.

Сохранскому, видно, хочется выделиться из общего ряда, всем остальным – вписаться в нынешний художественный мейнстрим. И можно сказать, молодым художникам что хочется, то и удается.

Алевтине Кахидзе хочется быть оригинальной – и она придумала сделать рисунки разных дорогих товаров, поставив на листочках реальную цену моделей (в гривнах). Сами рисунки при этом совсем банальны. Ладе Наконечной хочется работать со словами – и она пишет на картинах слова рекламных слоганов, что делают многие художники во всем мире, ее серия так и называется «Это уже было сказано».

Мастеровитые Вадим и Ирина Грабковы составляют портреты молодых людей черно-белыми квадратиками, словно лица моделей сначала засняли на камеру телефона, а потом увеличили, – и такое тоже мы уже видели. Ох уж эти пиксельные квадратики, кто только с ними не игрался.

Художники, представленные на выставке Fresh Blood, вторичны, кажется, программно. Похоже, они сознательно идут хорошо протоптанными путями, не рискуя. И это для коммерции не помеха – продается как раз то, что знакомо и утвердилось в качестве современного искусства. Только за работы молодых можно заплатить меньше, чем за произведения маститых и именитых. Например, большую картину или «пиксельный» портрет – всего несколько тысяч евро, причем в галерее с репутацией.

Самые проблемные с точки зрения продажи здесь как раз скульптуры Леонида Сохранского. Эти тяжелые, оплывшие, как перегоревшие свечи, многофигурные разноцветные композиции – пластические рефлексии на тему классики – ничем не напоминают бойко идущей на арт-рынке надутой и гротесковой современной скульптуры. Зато вносят в современное искусство каплю действительно свежей, а не свежезамороженной крови.