Новинки книжных развалов


Жизнь внутри пузыря: как менеджеру выжить в инвестируемом проекте

Игорь Ашманов

М.:, Манн, Иванов и Фебрер, 2008. 208 с.

Из рыхлого снега легко слепить снежную бабу. Покопавшись «в рыхлом наборе слегка олитературенных зарисовок с натуры», Игорь Ашманов, один из самых известных руководителей российского IT-бизнеса, решил «дать менеджеру несколько наглядных примеров и картинок из жизни» – и написал книгу.

Вот один из них, посвященный «получению» инвестиций, которые топ-менеджеры компании, где работал Ашманов, вкладывали в бизнес. «Получившийся процесс инвестирования можно образно описать так. Президент писал обоснование очередных затрат, посылал по электронной почте; финансовый директор ехал к инвестору за деньгами, привозил большой пакет наличности (и правда, большая часть расчетов была наличными), выкладывал все на стол в переговорной, – пишет автор. – Гасили свет, а когда свет зажигался, на столе оставалась гора чеков, расписок и квитанций разной степени убедительности».

Есть в книге и шустрые консультанты из компании Price & Kinsey Coopers, посетившие компанию несколько раз и через три месяца выдавшие «на-гора четыре усеянные логотипами книжки на пластиковых пружинах, в сумме пятьсот страниц, с подробно расписанными бизнес-моделями и тому подобным». И не менее стремительные люди инвесторов, сменившие бывших руководителей: в погоне за снижением расходов они урезали «деньги на питание, пропали булочки, возникли проблемы с бумагой и картриджами в принтерах и ксероксах, кончилась вода в кулерах». «Естественно, экономились на этом сущие копейки, но эффект деморализации персонала был максимальным», – делает вывод Ашманов, который «не всегда мог противостоять этим вредным нововведениям, хотя и был исполнительным директором». И доморощенные маги, появившиеся в компании в более трудные времена, обещавшие «магические результаты и волшебные прибыли».

Ашманову владельцы также обещали золотые горы, и в советах по выживанию для топ-менеджера, помещенных в конце книги, он пишет, что все надо документировать: «контракт на опцион или долю нужно очень грамотно и тщательно составлять, и тут важны в первую очередь критерии достижения заявленных целей как основания для выдачи доли или другого вознаграждения».

Он предлагает «оговаривать с нанимателем легко проверяемые параметры результата – это может быть объем продаж, выпуск конкретных проектов, просто условие проработать в проекте два года», но предупреждает каждого будущего наемного руководителя: «цель просто получать стабильный высокий заработок и интересную работу в течение года-двух-трех – плохая, негодная цель».