Владимир Артяков: «Бизнес строился на разводках», - Владимир Артяков, губернатор Самарской области

Команда Сергея Чемезова сначала взяла под контроль «АвтоВАЗ», а потом и всю Самарскую область. Что из этого вышло, рассказал губернатор области Владимир Артяков
М.Новоселов

Последние годы Владимир Артяков сменил много мест работы. Давний друг главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, Артяков сначала работал на него в госкорпорации, потом был делегирован руководить «АвтоВАЗом», а вскоре после этого – возглавил Самарскую область. В интервью «Ведомостям» Артяков так описал год работы на посту губернатора: «Год пролетел очень быстро, как один день. Было очень много кропотливой работы, некоторые ее результаты уже налицо, некоторые еще предстоит получить. Сделано немало, но, конечно, хотелось бы больше».

– У меня нет никакого предвзятого отношения к этим предприятиям. Закон один для всех и требования одни для всех, будь это «Сок», «Волгабурмаш», «Транснефть», «Санеко», «Роснефть». Платите налоги с предприятий, которые здесь работают, будьте социально ответственными на территории – если эти требования исполняются, вообще никаких претензий нет. Занимайтесь бизнесом, а политикой пусть занимаются политики.

1997

начальник отдела по работе с собственностью за рубежом управления делами президента

1999

замгендиректора ФГУП «Промэкспорт»

2000

замгендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт»

2005

глава совета директоров «АвтоВАЗа»

2006

президент группы «АвтоВАЗ»

2007

депутат Самарской думы, с августа – губернатор области

Самарская область

Территория – 53 600 кв. км Население – 3,17 млн человек (на 1 июня 2008 г.). Инфляция – 9% (январь – июль 2008 г.). В 2007 г. 50% в товарной структуре экспорта составляло минеральное сырье, 19% – продукция химической промышленности, 15,5% – машины, оборудование и транспортные средства. источники: Росстат, правительство Самарской области

– Что помешало сделать больше?

– Видимо, сроки не позволили. Губерния – гигантский хозяйственный механизм, и процессы в таких масштабах, вы знаете, протекают не так быстро, как хотелось бы. Есть этапы диагностики проблемы, выработки управленческого решения и принятия, период реализации принятого решения. Власть не имеет права принимать непродуманные ошибочные решения. Они обходятся очень дорого. Поэтому приходится постоянно искать баланс между скоростью и качеством. За год мы сделали все, что планировали. Развязали наиболее острые проблемы и заложили основы для дальнейшего поступательного развития области.

– Вы помните свои самые первые шаги в должности губернатора? С чего начинали работу?

– Начали прежде всего со стабилизации политической ситуации в области. Она была, мягко говоря, противоречивой. Бизнес строился на политических интригах, всяческих разводках. Существовало огромное количество разных течений, всевозможных групп влияния, тянущих воз в разные стороны, взаимоисключающих друг друга. Во всем этом было очень мало конструктивного.

– Самарскую область до вашего прихода действительно отличала постоянная политическая возня. Теперь ее нет?

– В том понимании и виде, как было раньше, ее нет. Есть нормальные политические процессы. О нестабильной политической ситуации в области наверху знали. Слава богу, мы эти проблемы преодолели практически без ошибок. В этом помог глубокий анализ ситуации в регионе и реальное стремление уставшего от этой возни общества к позитивным переменам.

– А конкретно что делалось? Вы что, собрали весь бомонд и сказали: давайте дружить?

– Нет (смеется), партсобрания в прямом смысле не было. Есть СМИ, есть личные контакты. Элиты получили понятный, недвусмысленный сигнал, что пора закончить дрязги и объединить усилия ради процветания региона. У региона огромный потенциал, и работы хватит всем. Но каждый должен заниматься своим делом. Бизнес – создавать рабочие места и платить налоги. Государство – создавать условия для комфортной работы и жизни. Вот такие понятные правила игры.

Вообще надо быть просто честным перед самим собой и перед теми, с кем общаешься. Людям нравится, когда четко и твердо высказываешь свою позицию, даже если они эту позицию не принимают. Но когда люди не видят четкой позиции руководителя, то у них появляется иллюзия, что, может быть, пройдут те варианты их желаний, проектов, впечатлений или ожиданий, которые каждый выстраивает внутри себя.

– А вам что-то предлагали? С вами торговались?

– Я бы не назвал это торговлей и вообще предпочитаю это слово не применять. У меня есть четко выраженная – для себя, во всяком случае, – позиция по вопросам политической ситуации в области. Со мной консультируются.

– Не сейчас. А в самом начале.

– И раньше не торговались. Я не давал возможности для торговли. У меня была просто принципиальная позиция. Я не допускал того, чтобы какие-либо торги вообще могли бы быть.

– Что было самое сложное за этот год?

– Как в любой работе, самый сложный этап – начальный. С одной стороны, нужно было вникнуть в ситуацию, не наломать дров. Сформировать команду, сами знаете, что кадры решают все. И при этом надо было с ходу, с колес решать оперативные задачи. Слава богу, мы эти проблемы преодолели практически без ошибок. Плюс, конечно, свой отпечаток накладывала выборная ситуация. Но вроде бы и здесь справились. Самыми сложными были моменты с чрезвычайными ситуациями. Взрыв автобуса в Тольятти. Взрывы бытового газа. Пожары. Очень трудно видеть человеческую боль и страдания от утраты близкого человека. Это самое сложное.

– Самарская область показала не самый высокий результат в ходе выборов в Госдуму и в ходе президентских выборов. Были какие-то упреки вам как к руководителю региона?

– Какие упреки? У нас «Единая Россия» за полгода до моего вступления в должность на выборах в губернскую думу набрала 34%. Уже на выборах в Госдуму в прошлом году мы взяли 56%. За кратчайший промежуток времени: мы начали эту работу в октябре, а выборы – в декабре. А на выборах президента (март 2008 г.) мы получили 64%. Не самый худший результат. И опять это произошло за очень малый интервал времени. У нас не было времени на раскачку.

– Как складываются у губернатора-единоросса отношения с другими партиями?

– Весьма конструктивно. Пример – работа наших депутатов в Госдуме. Сегодня мы сотрудничаем со всеми депутатами, несмотря на их партийную принадлежность. И независимо от своих партийных воззрений они объединились и лоббируют интересы области на государственном уровне.

– Они не сопротивлялись?

– Сразу после выборов мы провели с ними общую встречу, на которой поговорили о подходах к вопросам социально-экономического развития области. Выяснилось, что наши позиции совпадают, и теперь мы вместе работаем над общими задачами.

– Сколько времени прошло с момента вашего назначения, когда вы поняли, что в курсе всего?

– В целом я уже успел вникнуть в общие проблемы, в курсе многих деталей, многих проектов. Ситуацию контролирую. Это однозначно. Но мне хотелось бы более детально погрузиться в отраслевые проблемы. Я думаю, нужно еще полгода – насыщение происходит очень быстро и очень активно.

– Через полгода после вашего назначения в стране был избран новый президент. Ему сколько времени нужно на то, чтобы войти в курс всего?

– Наш президент не новичок, он достаточное время проработал и в администрации президента, и был первым вице-премьером, знает и социальные нужды, и экономику страны. Ему как раз в этой ситуации достаточно просто и не понадобилось много времени, чтобы войти в процесс управления страной.

– Тем более у него есть очень надежная правая рука...

– Да, тандем – Дмитрий Анатольевич Медведев и Владимир Владимирович Путин – это серьезная команда.

– Вы давно знакомы с Медведевым?

– Я был знаком с ним по своей работе.

– Это помогает в работе?

– У него [Медведева] отношения достаточно ровные со всеми. Я считаю это правильным. Свои личные предпочтения он, конечно, имеет, но демонстрирует только достаточно ровное и позитивное отношение. Предвзятости нет ни к кому.

– Что лучше сегодня – избирать губернаторов или назначать их?

– Каждый этап в развитии государства требует своих подходов. Сегодняшняя система, когда губернаторов представляет президент, а затем их утверждают законодательные собрания субъектов, – оптимальный вариант. К сожалению, был печальный опыт 90-х гг., когда во власть порой попадали случайные люди. Мы прошли этот этап – и слава богу, что прошли.

– Сегодня складывается впечатление, что судьбы глав муниципалитетов главным образом зависят от того, как выстроены отношения с первым человеком области – с губернатором. Вам трудно с ними? Многие пришли гораздо раньше, чем вы.

– У меня есть принцип в жизни – надо быть терпимым с человеком, с которым общаешься, перед кем ставишь задачи. Людям свойственно мерить других по своим меркам и шаблонам. А все настолько разные, что не подпадают ни под какую схему взаимоотношений по шаблону. Поэтому я считаю, что люди должны ориентироваться не на личности, а на те задачи, которые они должны сегодня выполнять. Это как раз о главах муниципальных образований и мэрах городов. И те, кто не справляется по тем или иным причинам, должны делать определенные выводы: либо эта работа им подходит и они стремятся соответствовать должности и предъявляемым требованиям, либо они должны просто поменять свою работу.

– Несколько случаев в области, когда мэры покинули свои посты в Жигулевске, Чапаевске,– это как раз то?

– В том числе.

– А как складываются ваши отношения с мэром Самары [Виктором] Тарховым?

– Как со всеми. У меня равные требования. У нас в области 37 муниципальных образований, их них 10 городов. Я не выделяю ни одного из них. Различаются только требования к селу и к городу, потому что это разная ментальность, с одной стороны. С другой – разное бюджетное обеспечение, а с третьей – разные подходы к управлению.

– А руководители муниципальных образований это понимают?

– Понимает каждый, насколько он понимает. Поэтому мы где-то поправляем, а где-то жестко требуем. Но явного сопротивления не ощущаем.

– Вы губернатор и член «Единой России», т. е. на своем посту вы продвигаете идеи государства, но одновременно и партии. Это так?

– Безусловно. Сегодня партия взяла на себя многие социальные инициативы. В принципе все по реформированию государства, созданию нового качества жизни для людей в стране. Всю меру ответственности, которую взяла на себя партия, я как член партии беру и на себя. И лидер нашей партии – Владимир Владимирович Путин – очень четко подчеркивает: потому и сложно работать в партии, что мы находимся под обстрелом критики с любой стороны. И, естественно, подход к работе у нас должен быть в несколько раз более ответственным, чем может себе позволить кто-либо другой. Если мы провозгласили определенную идеологию, мы должны ей следовать. Иначе в итоге мы просто не состоимся как партия.

– Как вы понимаете реформу партии?

– Партия должна самоочищаться. Это провозглашено генеральным советом партии. Когда партия была молодой, в нее порой попадали случайные люди. Все надо пересматривать, менять и делать это смело. Ну и, конечно, конкретные дела и ответственность за даваемые обещания. Только так мы укрепим доверие людей и обеспечим выполнение наших планов.

– Кроме того что вы единоросс, губернатор, вы также и член совета директоров «АвтоВаЗа». У вас хватает времени на это?

– «АвтоВАЗ» – это наше крупнейшее предприятие. Автопром вообще является системообразующей отраслью экономики региона. От его работы во многом зависит не только бюджет области, но и благополучие второго по величине города – Тольятти. Вообще сложно отделить проблемы области от проблем «АвтоВАЗа», и наоборот. Поэтому правительство должно, что называется, держать руку на пульсе. Конечно, мы не участвуем в решении повседневных вопросов его работы, но общую стратегию развития должны понимать. А на это у меня времени вполне хватает. Кстати, такой же подход у нас и к взаимодействию с крупными предприятиями из других важнейших отраслей области– аэрокосмической, металлургической, нефтехимической, оборонной.

– Переговоры с Renault по продаже пакета ОАО «АвтоВАЗ» начались еще тогда, когда вы были президентом компании. Но сделка состоялась много позже вашего ухода. Борису Алешину было легче договариваться с французами? Вы считаете результат переговоров удачным, или у вас получилось бы эффективнее это сделать?

– Выбор стратегического партнера – это сложное решение, перед его принятием необходимо просчитать все возможные нюансы. Тем более с учетом того, что наш завод уникален тем, что дает партнеру возможность выхода на российский рынок. Поэтому было необходимо соотнести наши потребности с устремлениями потенциальных стратегических партнеров. Мы рассматривали различные варианты. Я думаю, нам удалось найти нужного партнера и заложить серьезную основу для дальнейшего развития завода.

– На роль стратегического партнера для «АвтоВАЗа» до самого конца претендовали и другие автоконцерны – GM, Fiat. В чем была разница между их предложениями? Почему выбрали Renault? Вы были за какой вариант?

– Повторюсь, мы рассматривали предложения, исходя из наших интересов. Предложение Renault оказалось самым оптимальным для «АвтоВАЗа». Думаю, в конечном счете оно позволит заводу совершить технологический прорыв. Сегодня перед «АвтоВАЗом» открылись новые перспективы, о которых раньше никто и не мечтал. Это уже совсем другой уровень, но оценить его мы сможем только через какое-то время. Главное, что сегодня все взаимоотношения на заводе и в технологическом, и в коммерческом плане будут строиться исходя из трех постулатов: сохранение бренда, рост числа продаваемых автомобилей и привнесение новых технологий Renault в бренд «Лада».

– Есть ли какие-то положительные изменения на «АвтоВАЗе», которые произошли из-за того, что вы какое-то время управляли компанией?

– Начало 2007 г. было для него сложным, но ряд мероприятий, которые мы провели, позволили заметно улучшить ситуацию. Мы оптимизировали производственный процесс, сократили издержки. Самое главное – нам удалось позиционировать модельный ряд в соответствии с требованиями рынка. Теперь покупатель может выбрать автомобиль в зависимости от набора опций и цены. В результате сегодня завод находится на подъеме.

– Вы – акционер «АвтоВАЗа»? Какой у вас пакет?

– Акций «АвтоВАЗа» у меня не было и нет.

– Перед Борисом Алешиным сейчас стоит задача разработать новую стратегию для «АвтоВАЗа». Вам как члену совета директоров черновик документа не показывали? Каковы основные моменты этой стратегии?

– Стратегические вопросы развития «АвтоВАЗа» обсуждаются всеми членами совета директоров. Естественно, я в курсе всех вопросов. Окончательный вариант стратегии будет обнародован только после решения совета директоров.

– Что с вашей точки зрения сейчас самое главное для развития компании? Побыстрее запустить совместные модели с Renault или провести IPO автозавода?

– Самое главное – обновить модельный ряд.

– В Тольятти приходит крупный инвестор – компания Pirelli.

– Это важнейший для области проект. Приход такого инвестора мирового уровня многого стоит. В соответствии с подписанным соглашением Pirelli инвестирует в завод по производству шин 250 млн евро. По планам компании это производство должно стать одним из крупнейших в мире с рынком сбыта не только в России, но даже в Америке. Очень серьезный проект. Он будет реализовываться в рамках тольяттинского «Технопарка», где будет создана особая экономическая зона (ОЭЗ).

– Как скоро будет создана ОЭЗ?

– Есть определенные процедуры. Объявляется сначала конкурс на федеральном уровне. Потом собираются заявки... Я думаю, в течение года мы этот процесс закончим.

– «Технопарк» уже строится?

– Пока образовано юридическое лицо, выделена территория под «Технопарк». Сегодня мы наполняем этот проект конкретным содержанием. Мы не исключаем, что на этой территории будет развиваться прежде всего автокомпонентное производство в рамках холдинга, созданного совместно «АвтоВАЗом» и «Ростехнологиями» [холдинг «Автокомпоненты»]. Это будет интересное сочетание. В этом заинтересованы мы, «Ростехнологии» и «АвтоВАЗ». Это основные игроки, которые, собственно говоря, и занимаются этим проектом. Правда, пока он развивается не так интенсивно, как бы нам хотелось, но это только начало пути.

– В Самарской области более 200 предприятий, которые поставляют комплектующие на «АвтоВАЗ». Что с ними будет, когда заработает автокомпонентный холдинг?

– Часть предприятий так и будет поставлять продукцию напрямую, как было и раньше, а часть, вероятно, уйдет в этот холдинг и выстроится под одну систему управления. Но это уже бизнес – руководству автокомпонентов надо будет четко выделить тех, кто им необходим для общей стратегии и общей технологии, и тех, кто может работать самостоятельно. Никто никого насильно в холдинг загонять не будет.

– Что область готова предложить Pirelli? Кроме налоговых льгот, о которых уже говорилось?

– Мы предложили землю – это их заинтересовало. Льготы им предложили, особую экономическую зону. Но прежде всего у нас есть люди, которых не надо обучать. У нас есть и сырьевая база – нефтехимические производства расположены там же, в Тольятти. Основной потребитель продукции Pirelli тоже находится у нас – это «АвтоВАЗ». Вокруг него будет формироваться автомобильный кластер в виде «Технопарка». Кроме того, у нас очень удобная логистика: автомобильное сообщение, очень серьезный железнодорожный узел, лучший в ПФО и один из лучших в стране аэропорт и, в конце концов, река. Все, что связано со строительством завода, с производством и последующей реализацией продукции, у нас есть. Это все, что нужно производителю.

– В этом году пришли инвесторы и в сельское хозяйство. Зачем? Не справлялись сами?

– Да, к нам пришли такие крупные инвесторы, как группа компаний «Черкизово», «Напко», компания «Продимекс». Сегодня им интересна наша область, а нам их проекты. Например, только «Черкизово» вкладывает в реконструкцию и строительство птицефабрик и свинокомплексов 5 млрд руб. Эти компании также помогают нам вводить в оборот земли, которые длительное время не обрабатывались. Их у нас было очень много. А земля очень хорошая. Если ее не обрабатывать от трех до пяти лет, она зарастает. А земля должна работать, приносить доход. Кроме того, последующая обработка и рекультивация стоит больших денег. И, наконец, у людей пропадает желание трудиться, если они видят, что земля погибает.

– Уже есть результат?

– Мы затратили огромные средства, чтобы поднять более 240 000 га земли – по сути, мы сегодня подняли всю пашню. И уже намолотили более 1 млн т зерна, хотя убрали только половину урожая. За весь прошлый год мы собрали 1,4 млн т зерна. Кроме этого, мы дотируем производство мяса свинины, говядины и курицы, а также производство молока. Занимаемся разведением крупного рогатого скота. Мы строим ферму на 1000 голов, чтобы инвесторы и руководители хозяйств могли сами посмотреть, как при минимальных затратах и с использованием современных технологий можно это делать. Мы будем строить две эмбриональные лаборатории, которые дадут возможность на нашем семенном фонде выращивать хорошее дойное стадо и бычков на откорм. Надо создать условия для того, чтобы получить высокопродуктивные породы скота, чтобы мы могли обеспечить нужды области – сегодня мы покрываем их примерно на 50% по продовольствию. Это преступно мало. Мы не имеем на это права. Надо полностью себя обеспечивать – для этого есть все возможности.

– Область будет со своим зерном в этом году?

– Абсолютно. Чуть-чуть толкнули этот маховик, и он заработал. В основе этого то внимание, которое мы уделяем сегодня селу. У нас 30% населения живет на селе, а землю обрабатывают 10% из них. Когда мы изменим эту ситуацию, то все изменится – землю будут обрабатывать, развивать обрабатывающие производства, торговлю. Большая часть сельчан будет вовлечена в эти процессы.

– Сколько времени даете на то, чтобы эти задачи воплотить?

– Пока трудно сказать – это не только наша программа, это программа страны. Занимаемся этим постоянно – с утра до вечера. Сейчас мы формируем базу – специалисты, трудовые ресурсы, деньги, поддержка со всех сторон. Ведь подъем села – это не только сев и уборка урожая. Это техника, минудобрения, строительство жилья, школы, врачи общей практики. Казалось бы, малокомплектные школы нерентабельны, но мы будем их оставлять, потому что, если в селе закрыть школу, село умирает. Нельзя судить о селах только по условиям жизни в центральных усадьбах. Есть и отдаленные деревни – ведем туда дороги, газ. Иначе у нас погибнет село.

– Как и село, много лет в области умирала оборонка. Некоторых предприятий комплекса уже нет. В этом году ситуация изменилась. Что удалось сделать?

– У нас мощный куст оборонных предприятий. Понятно, что от их состояния во многом зависит социальная ситуация в области. Поэтому мы сделали все необходимое для того, чтобы вдохнуть в них жизнь. Единственное, где практически не было проблем, – это ракетно-космический комплекс, здесь все идет четко, поскольку есть государственные и зарубежные заказы. Но на других предприятиях в Самаре, и особенно в Чапаевске, ситуация была критической. Мы добились того, чтобы туда стали поступать обязательные платежи из федерального бюджета, провели реструктуризацию долгов перед областным бюджетом. На нас обратили внимание и потребители гражданской продукции. Например, СНТК им. Кузнецова недавно выиграл крупный тендер на поставку газоперекачивающего оборудования для «Газпрома». В целом, хотя проблем еще много, нашим предприятиям сейчас оказывается серьезная поддержка федерального центра как по обязательным платежам, так и по заказам.

– От вас исходила инициатива?

– В том числе и от меня. Многие из предприятий впоследствии были включены в состав госкорпорации «Ростехнологии». Всего ей передано более 400 предприятий. А в огромном хозяйстве можно что-то и упустить, поэтому мы активно настаивали, чтобы по нашим предприятиям были приняты особые решения, чтобы к ним присмотрелись более внимательно.

– А холдинги – тот же холдинг двигателестроения, куда вошли самарские предприятия СНТК, «Моторостроитель», – это выход для предприятий? Ведь вы только что сказали, что в большом хозяйстве можно что-то недоглядеть.

– Это выход. Потому что у холдинга есть единая система управления и единая экономическая политика, единая сбытовая политика. Это дает возможность выжить. И можно будет уже закладывать определенные нормы прибыли. Будет контролироваться финансовая дисциплина. Холдинг будет привлекать новые ресурсы – как инвестиционные, так и банковские. Ну, и конечно, квалифицированный менеджмент. Если у нас будут четко расставлены люди по каждому заводу – именно те, которые понимают, что они делают, – тогда будет результат. А мы, поскольку именно мы отвечаем за социально-экономическое развитие региона, видим ситуацию изнутри. Поэтому всегда обратим внимание «Ростехнологий» на те процессы, которые происходят на наших предприятиях.

– А не получится ли здесь противоречий с другими регионами РФ, у которых в холдинге тоже есть свои предприятия?

– Мы отвечаем только за свой куст, взаимодействуем с руководителями холдинга, и нас интересуют только наши предприятия. Мы не позиционируем себя подсказчиками, а только помогаем, чтобы холдинг заработал эффективно. Управлять – это внутренняя задача холдинга.

– В начале августа на заседании областного правительства вы заявили о неких предприятиях, которые получают многомиллиардные доходы, но платят очень мало налогов. Как это могло случиться? Их никогда не проверяли?

– Вероятно, так. Такое могло быть.

– Как это выяснилось?

– У нас принята соответствующая программа на правительстве по насыщению бюджета. Когда начинали предварительную работу и мониторили ситуацию по каждому предприятию, некоторые из них у нас вызвали, мягко говоря, недоумение: при серьезных оборотах – мелкие платежи в бюджет. Стали анализировать ситуацию и поняли, что предприятия не то чтобы не платили налоги совсем, но, скажем так, оптимизировали платежи. Этого допускать нельзя. Я говорил и буду говорить – у нас в области не будет неприкасаемых. Все будут платить налоги так, как они должны это делать по закону. В этом случае и сам бизнес будет чувствовать себя комфортно. Тот, кто пытается схитрить, всегда будет под прицелом, а следовательно, нервничать, оглядываться назад, ждать, когда придут налоговые службы и начнут их трясти и выбивать налоги. Под таким нервным гнетом производство развиваться не может. Добросовестный налогоплательщик может спокойно идти в банк и занимать те средства, которые нужны ему на развитие.

– Разве до этого нарушители не использовали банковские кредиты?

– Использовали и сейчас используют, но теперь банки на них смотрят по-другому. Потому что в любой момент это предприятие может обрушиться из-за того, что будут серьезные штрафные санкции.

– Можно назвать нарушителей?

– Проверки еще идут. Если эти предприятия не поменяют свою позицию относительно невыплаты налогов, мы назовем их.

– А владельцы этих предприятий об этом знают?

– Все доводится до них. Сначала с ними беседуют, убеждают, что надо исправляться.

– Они «убеждаются»?

– В большей части, да. Понимают, что дальше так работать нельзя. Ведь это экономика области. Нельзя, уводя у области деньги, отгородиться заборчиком и говорить: ты, область, дай мне людей, охраняй их, вылечи их, дай мне воду, газ, коммуникации. Ты, область, мне дай, а я тебе ничего не дам. Такого не бывает.

– Как складываются ваши отношения с крупнейшими самарскими компаниями – ОАО «Волгабурмаш», группой «Сок». У всех на памяти конфликт «АвтоВАЗа» с группой «Сок», произошедший в то время, когда вы работали на «АвтоВАЗе». Сейчас вы руководите целой областью, и на этой территории в том числе работают эти предприятия.

– Вот поэтому и поутихли политические страсти в области?

– Поутихли, потому что нет перспектив.

– Люди поняли?

– Я надеюсь. Хотя допускаю, что кто-то, может быть, еще тщится какой-то надеждой. Но возврата не будет. Политикой занимаются политики. И политики ответственны за то, как развивается здесь бизнес. Мы будем помогать бизнесу всегда и везде – к нам уже идут инвесторы. Они не пойдут работать под политика, который кем-то управляем, потому что этот политик не принадлежит себе. Они пойдут под политика, который дает слово и держит его. Я отвечаю за свои слова – и за мной не стоит никто из финансовых групп, которые будут диктовать мне условия.

– В последнее время все чаще звучат прогнозы о грядущем финансовом кризисе. Мировой финансовый рынок трясет с прошлого года. Это не может не затронуть нашу страну, и в том числе Самарскую область. Чем мы можем себя обезопасить?

– Пока прогнозные ожидания (стучит по столу) по бюджету у нас достаточно позитивные. У нас сегодня консолидированный бюджет – более 100 млрд руб. Это небывалая цифра. Это все потому, что мы ведем правильную налоговую политику. Мы сегодня четко сформулировали свои предложения «Транснефти», «Роснефти», другим добывающим компаниям. Подписываем договоры о социальной ответственности и гарантированных налоговых поступлениях. Нам идут навстречу, понимая, что я как руководитель области, как председатель правительства буду их поддерживать, подписав с ними договор. Иначе у нас будет меньше налоговых поступлений. И не будет насыщаться бюджет. А это крушение наших социальных и инвестиционных программ. У нас очень четко выстроено взаимодействие, поэтому и прогноз по насыщению бюджета позитивный. Кроме того, мы заимствуем сегодня на развитие. Сегодня имеем один из высоких кредитных рейтингов. Впереди нас только Москва и Московская область, мы на уровне Ямало-Ненецкого АО, Красноярского края. Мы достаточно эффективно развивающаяся область. Нам верят и нам дают деньги.

– Это означает, что Самарскую область все финансовые потрясения не затронут?

– Это будет зависеть от глубины финансового кризиса. С точки зрения наших социальных гарантий население мы защитим. Мы их будем исполнять независимо от того, как сложится ситуация. Мы имеем для этого возможности. Мы подстраховываемся.

– А бизнес как-то может правительство обезопасить?

– Компании работают на своих условиях. Правительство [РФ] может их обезопасить. Скажем, налоговыми льготами, таможенными пошлинами на ввозимое оборудование, на продаваемую продукцию. Но это федеральный уровень проблем – и я уверен, Минэкономразвития и Минфин отслеживают ситуацию, чтобы не допустить проблем в этой части.

– В августе был военный конфликт в Осетии. Чем помогла область?

– Когда у соседей горе, надо помогать. Поэтому, если будет потребность, и мы уже об этом заявили, примем детей на обучение, а пострадавших – на лечение и реабилитацию. Конечно, это будут издержки для бюджета, но у нас есть резервные средства, которые мы на это будем использовать. По-человечески нас поймут все. Вся страна откликнулась. И если федеральные органы сочтут нужным задействовать наши ресурсы, мы готовы. Кроме того, область направила в Осетию гуманитарную помощь – предметы первой необходимости, одежду, стройматериалы.

– Остается ли у вас свободное от работы время?

– Очень мало. Приезжаешь на работу утром, работаешь в кабинете, проводишь совещания, встречи, выезжаешь в районы... Возвращаешься домой и работаешь там, потому что приезжают люди, c которыми не успел встретиться в течение рабочего дня. Порой на один-два дня выезжаю в Москву, потому что надо пройти по министерствам и ведомствам. Когда работаешь здесь, накапливаются проблемы, которые надо лично объяснить профильному министру и получить поддержку.

– Вы хотя бы в Волге искупались этим летом?

– Конечно. Пару раз.

– Как бы вы могли сейчас определить свое отношение к работе в области?

– Настоящая мужская работа. И не надо говорить, что она тяжелая или легкая. Она настоящая. Она многоплановая, многообразная. И очень интересная.

Артяков и «АвтоВАЗ»

Полтора года проработал Владимир Артяков на «АвтоВАЗе». Сейчас он так описывает свое участие в жизни завода: «Автопром – системообразующая отрасль экономики региона. Сложно отделить проблемы области от проблем «АвтоВАЗа», и наоборот. Поэтому правительство должно, что называется, держать руку на пульсе. Мы не участвуем в решении повседневных вопросов, но общую стратегию развития [завода] должны понимать». Уже после того, как Артяков покинул пост президента группы «АвтоВАЗ», руководство предприятия договорилось о продаже части акций Renault. На роль стратегического партнера претендовали GM, Fiat. Артяков объясняет выбор Renault так: «Мы рассматривали предложения, исходя из наших интересов. Предложение Renault оказалось оптимальным для «АвтоВАЗа». Оно позволит заводу совершить технологический прорыв. Сегодня все взаимоотношения на заводе и в технологическом, и в коммерческом плане будут строиться исходя из трех постулатов: сохранение бренда, рост числа продаваемых автомобилей и привнесение новых технологий Renault в бренд «Лада». Обновление модельного ряда – вот главная задача завода, уверен Артяков: «Начало 2007 г. было для него сложным. Но мы оптимизировали производственный процесс, сократили издержки. Самое главное – нам удалось позиционировать модельный ряд в соответствии с требованиями рынка. Теперь покупатель может выбрать автомобиль в зависимости от набора опций и цены. В результате сегодня завод находится на подъеме».