Петрушка сказал за русских

Фестиваль в Шлезвиг-Гольштейне, в этом году посвященный русской теме, дождался кульминации – выступления Юрия Темирканова
Е.Стецко

Оркестр Санкт-Петербургской филармонии – знаменитая «Заслуга» – стал последним из русских оркестров (после оркестров Плетнева и Гергиева), выступивших на фестивале. Концерт проходил в Гамбурге, в старинном Laeiszhalle. Сухая стройная фигура Темирканова эффектно смотрелась на фоне позолоты и гипсовых завитушек сцены-раковины.

Первое отделение было отдано Шостаковичу и Наталье Гутман. Гранд-дама виолончели умеет загипнотизировать зал, лишь проведя смычком по струне: перед ней все замирают как бандерлоги. Гутман сноровисто и деловито сыграла Первый виолончельный концерт: звук выходил мощный, страстный и чрезвычайно концентрированный, хотя к нему неожиданно примешались какие-то хрипы, а в быстрых фрагментах финала пальцы музыкантши порой не успевали за темпами, задаваемыми Темиркановым.

Во втором отделении оркестр с каким-то радостным остервенением «оторвал» «Петрушку» Стравинского – да так, чтобы уж ни у кого не возникало сомнений, что же такое на самом деле Russisch Gestimmt («Русское звучание» – девиз фестиваля). Интенсивность звучания достигала предельных величин; казалось, тебя опустили в бурлящий звуковой котел. Сочное фирменное вибрато струнной группы, искусственно взвинчиваемая экзальтированность исполнения, залихватская удаль размашистых фраз, слов нет, производили впечатление. Овации публики, сопровождаемые грохотом сотен каблуков о паркет, были столь же безудержны, как только что пролетевший на одном дыхании «Петрушка». Гамбург