«Шестерка» не спасет

Партнеры России по ОДКБ и ШОС пока не поддерживают признания Абхазии и Южной Осетии. Москва надеется хотя бы привлечь эти структуры к миротворческой миссии в Закавказье
AP

Вчера в Таджикистане с неформальной встречи в загородной резиденции президента Эмомали Рахмона начался саммит Шанхайской организации сотрудничества (входят Таджикистан, Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Китай). Перед этим президент России Дмитрий Медведев встретился с председателем КНР Ху Цзиньтао. Обсуждали ситуацию на Кавказе, сообщила пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. Говорили и о роли ШОС в обеспечении безопасности. Встреча была закрыта для прессы.

Россия настаивает на внесении в итоговую декларацию положения о выработке совместных действий в вопросах предотвращения конфликтов, говорит источник, близкий к руководству МИДа. Хотя в официальной повестке другая тема – расширение организации. На это рассчитывают имеющие статус наблюдателей Пакистан и Иран. Как сообщил директор департамента информации МИД Таджикистана Давлат Назриев, «для Ирана и Пакистана будет предложен новый статус – «партнер по диалогу». Он подтвердил, что в ходе саммита могут быть выработаны документы для снятия моратория на расширение организации и механизмы принятия новых членов.

В саммите помимо наблюдателей участвуют и представители Организации договора о коллективной безопасности (входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан). Генсек ОДКБ Николай Бордюжа вчера сообщил, что Армения, Белоруссия и Казахстан уже вызвались участвовать в миссии военных наблюдателей ОБСЕ в Южной Осетии. А министр иностранных дел Сергей Лавров отметил, что российские миротворцы в Грузии находиться не будут, но Москва добивается введения международного контроля на грузинских территориях, граничащих с Южной Осетией и Абхазией. Ради этого она согласна на увеличение численности международных наблюдателей.

ОДКБ можно использовать для легитимации присутствия российских войск в Абхазии и Южной Осетии, а ШОС, как политическая организация, может дать мандат на такую деятельность, полагает вице-президент Центра политтехнологий Сергей Михеев. Ранее такой мандат давало СНГ, но Грузия из Содружества выходит.

Пока ни один из партнеров России по ШОС и ОДКБ не признал независимость двух республик. «Армения не признала даже независимость Карабаха, поскольку считает, что возможности международного сообщества решить вопрос мирным путем не исчерпаны», – говорит Армен Рустамян, представитель партии Дашнакцутюн, входящей в правящую коалицию. Российский посол в Казахстане Михаил Бочарников сообщил, что признание или непризнание не повлияет на отношение России к ее союзникам по СНГ, ОДКБ и другим международным структурам. Зато посол России в Белоруссии Александр Суриков сообщил, что Москва ждет поддержки от Минска.

Получить поддержку ШОС практически невозможно: Китай не сможет на это пойти из-за своей проблемы с Тайванем, хотя в неофициальных контактах китайцы решение России поддерживают, отмечает Михеев.