Учеба – начало карьеры

Нижегородские абитуриенты выбирают профессии, востребованные на кадровом рынке сегодня. Через пять лет их диплом не гарантирует им успешной карьеры и даже легкого трудоустройства, предсказывают рекрутеры
А. Белоусов

Нижегородские абитуриенты этого года видят себя в будущем специалистами по связям с общественностью, маркетологами, финансистами и экономистами. Желающих строить карьеру на юридическом поприще стало меньше.

На пике популярности

В Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете (НГАСУ) конкурс на специальность «маркетинг» был 19 человек на место, 16 человек претендовали на место по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит». Третьей по популярности была специальность «менеджмент организаций»: 15 человек на место (здесь и далее данные о конкурсах – по информации вузов).

В Нижегородском государственном университете (ННГУ) им. Лобачевского самым престижным факультетом уже два года остается финансовый, рассказала пресс-секретарь университета Антонина Кошкарова. В этом году претендовали на одно место по специальности «финансы и кредит» почти 12 человек, 9,3 человека на место – конкурс на «связи с общественностью», по 8 человек – на «антикризисное управление» и «таможенное дело». По словам ректора ННГУ Романа Стронгина, популярность сферы финансов и кредитования устойчивая: в прошлом году было 9,9 претендента на одно место.

В Волжской государственной академии водного транспорта (ВГАВТ) на «финансы и кредит» поступало 12,7 человека на место, на «менеджмент организации» – 9,5 человека, 8 – на «бухгалтерский учет, анализ, аудит».

В Волго-Вятской академии государственной службы (ВВАГС) и нижегородском филиале Высшей школы экономики (ВШЭ) на первое место вышли «государственное и муниципальное управление» – 5–6 человек на место.

Даже в «самом техническом» вузе Нижнего Новгорода – Нижегородском государственном техническом университете (НГТУ) наиболее востребованными специальностями стали «менеджмент организации» (конкурс 9,4 человека на место), «экономика и управление на предприятии» (9 человек), «информационный менеджмент» (7,2). Популярность факультетов государственного управления, очевидно, связана с убежденностью молодежи в высокой финансовой обеспеченности чиновников среднего и высшего звена, полагает директор агентства «Кадровые решения» Светлана Мороз. По ее наблюдениям, зарплата начинающего нижегородского чиновника – около 8000 руб. – уже через четыре-пять лет успешной работы может вырасти даже раз в пять.

День сегодняшний и завтрашний

Старший партнер кадровой компании Tom Hunt Владимир Якуба объясняет популярность экономических специальностей ростом и активностью крупных компаний: они «на слуху», они охотно рассказывают о своих успехах, высоких зарплатах и социальных льготах и им на самом деле необходим молодой кадровый резерв.

«Высокие темпы развития экономики, значительный рост объемов кредитования и растущее желание россиян использовать современные банковские продукты подстегнули многие банки и компании, работающие в этом секторе, к активному развитию филиальной сети. Это вызывает ощутимый дефицит финансовых кадров, рассуждает PR-менеджер кадровой компании «Место под солнцем» Илья Лебедев.

И действительно, по статистике кадровых агентств, около 50% их заказов в Нижнем Новгороде приходится именно на экономические позиции.

А рекордный конкурс оказался в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Добролюбова (НГЛУ). На дневное бюджетное отделение «связи с общественностью» на факультете международных отношений, экономики и управления поступало 23 человека на место. Особой популярности PR-карьеры способствует тот факт, что российские и западные компании уделяют все больше внимания своему имиджу и деловой репутации, затраты на PR и рекламу в среднем составляют до 5% от годового оборота компаний, говорит Якуба. А нижегородский рынок рекламы растет на 30–40% в год, добавляет он.

Однако «текущая востребованность» популярных сегодня специальностей вовсе не гарантирует выпускникам успешного трудоустройства и безоблачной карьеры в будущем, предостерегает Лебедев. Зачастую абитуриенты и их родители руководствуются сиюминутными соображениями, соглашается Якуба. Он добавляет: «Выбор может строиться на рассуждении: я не обязательно стану экономистом, юристом или маркетологом, но получу знания, которые реально применимы в бизнесе, жизни». Но такая психологическая установка делает выпускника неконкурентоспособным на рынке труда, уверен старший партнер Tom Hunt. К тому же, по его мнению, современная российская система образования вообще недостаточно ориентирована на конкретные задачи и требования бизнеса. «Чтобы выжить в конкурентной борьбе за достойное рабочее место, выпускникам даже престижных специальностей приходится потом тратить немалые деньги на тренинги и бизнес-коучей», – говорит он.

Аутсайдеры рейтинга

Традиционно популярная в последние годы у абитуриентов специальность «юриспруденция» сдает позиции: конкурс на право выучиться на юриста в ННГУ составил 3,1 человека на место. В ВВАГС и ВШЭ конкурс тоже был относительно скромным: 3–4 человека на место.

Специалистами в области права хотят стать лишь 9% нижегородских абитуриентов, говорит директор консалтинговой компании «Практика бизнеса» Елена Шульгина. Это соответствует конъюнктуре на нижегородском кадровом рынке: по данным местных рекрутинговых компаний, заказов работодателей на юристов в Нижнем Новгороде – менее 10% от общего числа вакансий.

Сказывается переизбыток кадров в этой отрасли, объясняет Владимир Якуба из Tom Hunt. А пять лет назад конкурс был 10–15 человек на место и спрос на рынке – соответствующий, говорит он.

Наименее востребованными в ННГУ оказались «радиофизика и электроника» (программа подготовки офицеров) – 0,4 человека на место и «фундаментальная радиофизика и электроника» – 0,6.

Если судить по запросам работодателей в нижегородские вузы и кадровые агентства, наименее востребованы сейчас творческие, естественнонаучные, гуманитарные, физико-математические и социальные профессии. Но и конкурс на эти специальности не превышал трех человек на место, знает Шульгина. «Хуже всего приходится психологам, которым проще переучиться, чем найти достойное применение своему диплому. Не особенно востребованы выпускники лингвистических вузов. Одним лишь «английским и французским в совершенстве» сегодня никого не удивишь, к языку должна прилагаться хорошая специальность, говорит она.

До 85% выпускников нижегородских вузов не востребованы работодателями и вынуждены получать второе образование или спешно осваивать новую специальность, резюмирует Якуба.

Перспективы рынка

Нижегородские вузы в ближайшие несколько лет не смогут удовлетворять потребность работодателей в квалифицированных кадрах, уверен Якуба. Ежегодно нижегородскому рынку кадров требуется 8000–10 000 молодых специалистов, спрос не удовлетворен почти на 40%, подсчитала замдиректора «Персоналцентра» Наталья Соловьева. По ее мнению, качество знаний выпускников снижается из-за постоянного сокращения бюджетных мест в вузах.

По оценкам Якубы, сейчас на бюджетные места в нижегородских вузах приходится около 60% студентов, с каждым годом число коммерческих мест увеличивается в разных институтах на 5–20% .

В ближайшие несколько лет наибольшим спросом работодателей будут пользоваться строительные и технические специалисты, прогнозирует директор агентства «Кадровые решения» Светлана Мороз. Речь идет о нехватке не только руководителей, но и специалистов среднего звена. В годы перестройки и падения производства все ринулись осваивать новые, востребованные тогда специальности бухгалтеров и юристов, чуть позже – менеджеров разного уровня и направлений, говорит Мороз. Технические вузы практически пустовали. Весь российский инженерный потенциал переквалифицировался, а те, кто удержался в профессии, сейчас уже близки к пенсии и смены им нет, добавляет она. Такая ситуация сохранится еще несколько лет и пик дефицита инженеров придется на 2012 г., предполагает Мороз.

По прогнозам Якубы, впрочем, через пять лет потребность в PR-менеджерах, управленцах, экономистах и финансистах еще будет высокой из-за роста экономики, выхода в Нижний Новгород новых компаний и расширения бизнеса старых.