За гранью конкуренции

Ростовские винно-водочные производители не выдерживают конкуренции с федеральными игроками и полулегальными производителями алкогольной продукции. За последние три года их доля на местном рынке снизилась почти на 15%
А. Мартыненко

Доля донских производителей по объемам продаж на рынке алкогольной продукции (водка, вино, шампанское, коньяк) Ростовской области падает (см. диаграмму). Сейчас в области алкоголь выпускают девять компаний.

В первом полугодии 2007 г. Ростовский винно-водочный завод (РВВЗ) выпустил 20 000 дал, в январе – июне этого года – только 10 000 дал, говорит замдиректора завода Александр Гапонов. В Ростов приходят полулегальные производители с Северного Кавказа, которые предлагают, например, водку за 55–60 руб./0,5 л, а РВВЗ на водке дешевле 100 руб. практически ничего не зарабатывает, просто загружает мощности (50–70%), отмечает он. «Регата» за год потеряла до 25% своего оборота в низком ценовом сегменте (20% от общего объема производства водки на заводе «Южная столица» (входит в ГК «Регата»): на рынке много производителей, поставляющих водку по серым схемам, говорит гендиректор холдинга Владимир Ковалев.

Участники рынка отмечают, что более 50% товарооборота алкогольной продукции приходится на крупные сети, куда местные производители не в силах пробиться из-за высокой цены входного билета. Федеральные игроки выкупают в сетях полки под товар по 5000–10 000 руб. за 1 м в месяц, а вход в крупные торговые сети («Перекресток», «О’кей», «Метро») стоит около 250 000 евро в год за один вид продукции, говорит гендиректор ЛВЗ «Ламос» Юрий Маронов. «Мы успешно сотрудничаем, например, с «Магнитом», в 2008 г. это обойдется нам в 750 000 руб.», – рассказывает он.

Продажи ростовского «Ламоса» в первом полугодии сократились на 40–42%, объем производства – на 33%, по итогам года компания надеется произвести хотя бы 250 000 дал (в 2007 г. было 280 000 дал). По словам председателя совета директоров Миллеровского винзавода Леонида Поповича, в 2007 г. продано около 2 млн бутылок вина, задача на этот год – сохранить прошлогодние показатели.

В сегменте выше 100 руб. местные производители не в состоянии конкурировать с федеральными компаниями и «Регатой»: крупные игроки выделяют на продвижение своей продукции в среднем $50 млн в год, добавляет директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Кроме того, у производителей из других регионов более активная маркетинговая политика: они создают в области свои дистрибуторские центры, говорит замначальника областного управления потребительского рынка товаров и услуг Андрей Иванов. Владимир Михневич, директор департамента маркетинга «Истока» (открыл представительство в 2007 г.), рассказывает, что объем продаж компании значительно вырос, сейчас она занимает около 10% рынка алкоголя Ростова и области. «В целом мы отмечаем стремительное увеличение продаж во всех сегментах производимой продукции – от водки «Славянская» (100–120 руб.) до «Русского бриллианта» (от 250 руб.)», – говорит директор по связям с общественностью группы «Алкогольные заводы «Гросс» (открыли представительство весной) Василий Дмитриев. В первом полугодии «Русский алкоголь» продал продукции в Ростовской области на 18% больше (94 000 дал) по сравнению с таким же периодом 2007 г., говорит директор по связям с общественными организациями компании Александр Коровка. «Сейчас занимаем 9% рынка водки в регионе, планируем увеличить продажи к концу года еще на несколько процентов», – сказал он.

До конца года 80% рынка дешевой водки (до 100 руб.) займут серые производители, в остальном ситуация не изменится, полагает Ковалев. По словам Дробиза, количество региональных производителей будет только сокращаться, а те, кто работает в сегменте до 100 руб., закроются совсем.