Кредиты для народа

Банк «Русский стандарт» оценил доли ведущих игроков рынка потребительского кредитования. Несмотря на сокращение своей доли, банк Рустама Тарико намного опережает конкурентов
Д. Гришкин

В I квартале «Русский стандарт» проигрывал по динамике основному конкуренту – «Хоум кредит энд финанс банку» (ХКФ-банк), но остался безоговорочным лидером в потребительском и карточном кредитовании. За этот период доля «Русского стандарта» на рынке потребкредитов сократилась на 2,4% (до 28,1% на 1 апреля), на рынке кредитных карт – на 7,3% (до 54,9%), зато на рынке автокредитов выросла на 0,3% (до 5,1%).

«Расчеты «Русского стандарта» не полностью совпадают с нашими данными. Тем не менее некоторое снижение доли Росбанка на рынке автокредитов действительно произошло, связано оно с агрессивной политикой Сбербанка, основного игрока на рынке кредитования», – признается заместитель директора департамента розничного бизнеса Росбанка Дмитрий Вечканов, объясняя потерю лидерства в сегменте. По его словам, Росбанк планирует увеличивать свою долю на рынке автокредитования, в том числе за счет усиления продаж и изменений по текущим продуктам.

«Русский стандарт» в своих квартальных отчетах оценивает доли рынка актуальных для него кредитных продуктов – потребкредитов, автокредитов и кредитных карт. В отчете за II квартал банк оценил доли рынка на 1 апреля.

ХКФ-банк, по данным «Русского стандарта», увеличил долю на рынке потребкредитования на 5,2% (до 20%) и на 3,1% в кредитных картах (до 12%).

«Оценка долей основных игроков рынка «Русским стандартом» совпадает с нашими расчетами», – говорит директор департамента прямых продаж, маркетинга и PR ХКФ-банка Игор Пржеровски. Весной ХКФ-банк оценил долю «Русского стандарта» на рынке кредитных карт в 60,4% по итогам 2007 г., а свою – в 10,3%.

Долю рынка потребкредитов, по оценке «Русского стандарта», активнее всех наращивал ОТП-банк: за квартал – почти вдвое, с 6,2% до 11%. «Кредитование в торговых точках для нашего банка – одно из стратегических направлений. Рост объясняется тем, что было принято на работу большое количество агентов, а внедрение новой системы мотивации повысило эффективность их работы», – объясняет президент ОТП-банка Алексей Коровин. По данным банка, сейчас у него 500 мобильных агентов, а объем кредитов, выдаваемых через них, уже достиг 20%, вдвое превысив план. Материнский OTP Bank выдает таким путем 50% кредитов частным лицам и 80% ипотеки.

«Урса банк», на начало 2008 г. занимавший 10% рынка потребкредитов, на 1 апреля отсутствовал в рейтинге «Русского стандарта». По данным МСФО за I квартал 2008 г., банк продолжает заниматься потребкредитованием. Правда, его портфель за это время сократился: собственный – с 35 млрд до 34,95 млрд руб., а купленных – с 6,3 млрд до 5,6 млрд руб. Банк объяснил это в отчете продажей портфеля просроченных кредитов коллекторам.

Зато «Урса банк» вышел на рынок кредитных карт, заняв сразу 2,4%. Представитель банка сообщил, что рассылку кредиток «Урса» начал в мае, а данные на I квартал могут отражать только результаты пилотного проекта. Сейчас банк разослал уже 100 000 карт, к концу года планирует довести их количество до 0,5 млн.

В отчете нет данных по «ВТБ 24»: «Русский стандарт» оценивал его долю на начало года в 2,2%, но на 1 апреля данных по розничной «дочке» госбанка у него нет. Его доля растет, уверяет представитель «ВТБ 24».

«Мы оцениваем доли рынка кредитных карт по остаткам задолженности на балансовых счетах. По этому показателю наша доля на рынке кредитных карт выросла с 2,6% на начало 2008 г. до 4,5% на 1 августа», – говорит директор центра маркетинговых исследований «ВТБ 24» Дмитрий Лепетиков.

По этой методике «ВТБ 24» оценивал долю «Русского стандарта» на рынке кредиток в 46,3% на начало 2008 г. и в 35,5% на 1 августа, добавил он. Представитель «Русского стандарта» сообщил, что банк также оценивает доли рынка по остатку задолженности, но какие платежи в него включаются, не уточнил.

Сбербанк в I квартале стал абсолютным лидером на рынке автокредитов, увеличив свою долю с 7,9% до 11,6%. Директор управления общественных связей Ирина Кибина объяснила это «активизацией отношений с автодилерами, применением новых технологий, задействованием удобных каналов и точечной рекламой в целевых СМИ». По данным, которыми пользуется Сбербанк, его доля на рынке автокредитов на 1 июля составляла 15,5% по остатку задолженности и 20,6% по объему выдачи, добавила она.