Терминал для одного

Транспортный холдинг UCL Владимира Лисина стал единственным владельцем Универсального перегрузочного комплекса, в строительство которого было вложено $60 млн
Компания Усть-Луга

UCL Holding

Транспортный холдинг. Владеет 97% акций Морского порта Санкт-Петербург, 64% Таганрогского морского торгового порта и 100% Универсального перегрузочного комплекса. Бенефициар – Владимир Лисин. Финансовые показатели не раскрываются.

Голландская UCL Holding, бенефициаром которой является Владимир Лисин, в конце прошлой недели консолидировала 100% акций Универсального перегрузочного комплекса (УПК) в порту Усть-Луга, говорится в сообщении UCL. Она купила пакеты компании «Усть-Луга» и панамской Progressgroup Foundation, которым, согласно «СПАРК-Интерфакс», принадлежало 25,05% и 24,95% УПК соответственно.

Представитель компании «Усть-Луга» подтвердил факт сделки, объяснив, что его компания избавляется от непрофильных активов и компаний, в которых у «Усть-Луги» нет контрольного пакета. Связаться с представителями Progressgroup Foundation в пятницу не удалось, но источник, близкий к компании «Усть-Луга», утверждает, что панамская компания связана с ее акционерами. Представители «Усть-Луги» и UCL сумму сделки не раскрывают.

Первые 50% стивидора UCL получила в конце прошлого года, приобретя владевшую этим пакетом кипрскую CNP Investments. А 14 февраля совет директоров назначил гендиректором усть-лужского стивидора Сергея Челядина, занимающего пост гендиректора Морского порта Санкт-Петербург, также подконтрольного UCL. В марте UCL на внеочередном собрании акционеров УПК попыталась переизбрать совет директоров стивидора, чтобы получить в нем большинство. Компанию «Усть-Луга» не устроила позиция UCL, и она оспорила в арбитражном суде решения советов директоров о назначении Челядина и о созыве внеочередного собрания. В «Усть-Луге» опасались, что новые акционеры полностью отстранят компанию от управления УПК, объяснял тогда источник в «Усть-Луге». Все претензии сняты, заверил он в пятницу. По данным официального сайта Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти, «Усть-Луга» 25 июня и 10 июля отозвала два иска к УПК.

Торжественно открытый летом прошлого года вице-премьером Сергеем Ивановым терминал для перевалки генеральных грузов пока не работает из-за отсутствия пункта пограничного пропуска. В него уже инвестировано около $60 млн, а его мощность – 1,8 млн т в год. Территория УПК позволяет в короткие сроки увеличить его возможности до 4–5 млн т в год. УПК нужен UCL, в частности, для того, чтобы перевести часть генеральных грузов от стивидоров Морпорта СПб, которые UCL перепрофилирует под перевалку контейнеров и автомобилей, объяснял «Ведомостям» этой весной покупку доли в УПК гендиректор UCL Игорь Федоров. Кроме того, терминал, по словам Федорова, может использоваться для перевалки импортных коксующихся углей для нужд Новолипецкого меткомбината, основным владельцем которого также является Лисин.

Пока у УПК нет бизнеса, поэтому его стоимость равна инвестициям в проект, считает гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. По его словам, усть-лужский порт по мере открытия новых терминалов перетянет на себя грузопоток грязных и дешевых грузов из Петербурга – угля, черных и цветных металлов, полагает эксперт. Безбородов считает, что больше всего этих грузов получит тот, кто первым сможет запустить терминал в Усть-Луге. У Лисина много шансов стать первым, особенно после того, как он стал единоличным владельцем УПК, добавляет Безбородов.