Торстен Олецки: «Главное – добежать до финиша», - Торстен Олецки, председатель правления страховой группы Ergo

Российские страховые компании – лакомые кусочки для иностранцев, но не всем по зубам из-за высоких цен. Группа Ergo пытается закрепиться в России без дорогостоящих покупок
Е.Кузьмина

Российский страховой рынок для иностранцев сегодня очень привлекателен, но сделки по покупке ведущих игроков больше похожи на редкие аукционы с крайне высокими ценами, говорит председатель правления страховой группы Ergo и большой любитель марафонских дистанций Торстен Олецки. Похоже, он стайер и в бизнесе, а потому Ergo вряд ли будет участвовать в подобных аукционах – уж лучше развиваться поступательно, шаг за шагом. Что общего между марафоном и работой финансиста, почему компании – участники группы Ergo не переходят на единый бренд, а также о планах развития международного бизнеса группы Олецки рассказал «Ведомостям».

1993

менеджер проектов McKinsey & Company

1997

консультант McKinsey & Company

2000

руководитель департамента Hamburg-Mannheimer Versicherungs-AG (HMV)

2001

член правления HMV и Hamburg-Mannheimer Sachversicherungs-AG

2004

член правления группы Ergo

2008

председатель правления Ergo

Ergo

группа страховых компаний. совокупные страховые премии – 17,4 млрд евро (2007 г.). совокупные страховые выплаты – 15,9 млрд евро. активы – 175 млрд евро. чистая прибыль – 781 млн евро. акционерЫ – Munich Re (94,7%), HypoVereinbank (5%). Ergo создана в 1997 г. В компаниях группы в 26 странах работают 50 000 сотрудников.

– Вы пришли в страхование из McKinsey. Как вы попали в Ergo и как опыт работы в консалтинговой фирме помогает сейчас в работе?

– Когда я работал в McKinsey, все мои проекты были тесно связаны с финансовыми услугами. И после 5–6 лет работы консультантом я получил от Ergo очень выгодное предложение – возглавить департамент контроля и корпоративного развития в Hamburg Mannheimer, одной из немецких компаний Ergo, являющейся одновременно одной из крупнейших немецких компаний на рынке страхования жизни.

Опыт консультанта помогает анализировать различные бизнес-ситуации, узнавать и понимать новых людей. Ведь когда вы консультант и у вас всего 3–6 или 12 месяцев на работу с клиентом, необходимо очень быстро понять его проблемы и нужды. Ergo – большая организация, у нас более 30 000 сотрудников, компании более чем в 20 странах. Так что если вы едете в Россию, Польшу или один из немецких дивизионов, придется быстро сориентироваться, что там происходит.

– Вы возглавили Ergo в начале года. Какими были первые шаги? Что удалось сделать?

– О моем назначении на должность председателя правления Ergo было объявлено в марте 2007 г., так что у меня было девять месяцев на подготовку. За это время мы с командой составили стратегический план на пять лет, чтобы поднять Ergo на новый уровень. Мы хотим быть более успешной, крупной, «более международной» компанией. Мы хорошо поработали с начала года, но, конечно, оценить успешность того, что мы сделали, можно будет не через полгода, а через 3–5 лет.

– Расскажите подробнее о результатах Ergo в 2007 г.

– Год был очень успешным для Ergo, мы получили около 780 млн евро прибыли, так что страховыми результатами мы довольны. А 2008 год, очевидно, будет непростым, так как рынки капитала находятся в тяжелом состоянии из-за финансового кризиса.

– Каковы следующие цели?

– Первая – рост. Сегодня премия Ergo примерно равна 17 млрд евро, и наша цель – увеличить ее за пять лет до 23 млрд евро. Вторая – доходность инвестированного капитала на уровне 12–15% годовых, мы же хотим иметь ближе к 15%, что составляет примерно 900 млн евро. Третья цель – усиление международной составляющей в рамках группы. Сейчас международный бизнес приносит Ergo 20–22% премий и пятую часть прибыли. Мы хотим увеличить долю международного бизнеса до 30–35% за пять лет. Когда Ergo только начинала, 11 лет назад, эта доля составляла 7%.

– В каких странах и регионах Ergo должна появиться, чтобы достичь этой цели?

– У нас есть краткосрочный план. Мы начнем со стран Центральной и Восточной Европы, где пока не присутствуем, например с Румынии и Венгрии. Запустим там бизнес по банковскому страхованию вместе с нашим партнером – Unicredit Group, с которой работаем на всех рынках Восточной Европы. Второе направление – Азия. Недавно Ergo объявила о начале бизнеса в Индии. По законодательству иностранцы не могут купить более 26% местной компании. Сейчас мы запускаем в Индии три СП: по страхованию жизни, по накопительному страхованию и по медицинскому страхованию, эта компания уже работает. Мы также начали работать в Южной Корее, нас интересует рынок Китая и пары других азиатских стран. Другие регионы – Северную, Южную Америку или Австралию – пока не рассматриваем.

– Компании группы работают в Германии под разными брендами. Нет желания объединить их под брендом Ergo?

– По поводу немецких компаний таких намерений нет. Компания Victoria основана в 1853 г., Hamburg Mannheimer – в 1899 г. DKV и D.A.S. уже 80 лет. Это сильные бренды с более чем 100-летней историей, и мы крайне осторожны с любыми изменениями в них. Рынок знает, что Ergo – это одна компания, но притом мы трепетно относимся к возрасту наших компаний. Если же мы создаем новую компанию, то называем ее Ergo – в Польше, России, Прибалтике, Азии и других странах. Но если речь идет о компаниях с историей, мы стараемся сохранить ее.

– Как эти разные компании уживаются под крышей Ergo?

– Ergo – молодая компания, мы только в прошлом году отметили 10-летие. Я считаю, что мы очень хорошо справились с объединением бизнеса в Германии: Hamburg Mannheimer, Victoria, DKV, D.A.S. и KarstadtQuelle сейчас вместе. Концепция такого объединения – сохранение отдельных брендов и их дистрибуторских сетей. Вы можете купить полис Victoria или Hamburg Mannheimer: мы не являемся одной компанией. Таким образом, при сохранении сильных позиций дистрибуторских сетей отдельных компаний мы интегрируем их бэк-офисы, создавая единый тыл. Мы очень успешно объединили IT-систему: она полностью интегрирована, за исключением частей, которые отвечают за продажи. При этом у нас один бэк-офис, единая служба работы с клиентами.

– Почему штаб-квартира Ergo находится в Дюссельдорфе?

– У нас большие офисы в Кельне, Гамбурге и Мюнхене, но Дюссельдорф – это центр Германии, отсюда можно сравнительно быстро добраться до Гамбурга и Мюнхена, где располагается наш главный учредитель – Munich Re. Плюс тут у нас большая активность: один из краеугольных камней Ergo – Victoria всегда находилась в Дюссельдорфе.

– В России Ergo представлена несколькими компаниями – «Ergo Русь» и «Ergo жизнь». Как вы оцениваете перспективы развития российского рынка общего страхования, страхования жизни и пенсионного страхования? В чем особенности нашей страны и российских клиентов?

– Россия – интересный и перспективный рынок с населением более 140 млн человек и одной из сильнейших развивающихся экономик мира. Очевидно, что мы должны работать на этом рынке, считаем его одним из важнейших. Традиционно в центре внимания Ergo была Европа, а сейчас это в первую очередь развивающиеся страны Центральной и Восточной Европы и некоторые страны Азии. Таким образом, работать в России, которая соединяет Европу с Азией, очень привлекательно. В наши российские планы входит интенсивный рост как в страховании жизни, так и в страховании имущества.

– Каковы инвестиции Ergo в развитие российского бизнеса на ближайшие годы?

– Таких цифр я не назову. Сейчас мы выходим на новый уровень развития компании, но я не могу сказать, сколько нам потребуется в ближайшие пять лет – 20 млн, 30 млн или 40 млн евро. Рынок настолько динамичен, что трудно что-либо предсказывать на период более 1–2 лет. Мы согласовали пятилетний инвестиционный план для России, так же как и общий инвестплан для Ergo International. Решено вложить 20 млн евро в региональное развитие. И [гендиректор «Ergo Русь»] Александр Май знает, что может рассчитывать на финансовые средства для поддержки роста. Это не позволит нам войти в первую пятерку лидеров рынка, но мы прежде всего хотим найти определенное место на рынке, чтобы, укрепившись, подумать о следующих шагах. Я уверен, что по сравнению с сегодняшним размером бизнес Ergo в России вырастет в 5–6 раз и компания начнет расширяться очень скоро. Но другие страховщики тоже не стоят на месте, поэтому трудно сказать, какое место мы займем в будущем.

– А если у Ergo появится возможность купить кого-то из лидеров российского рынка?

– Это всегда вопрос цены. Мы нацелены на органический рост бизнеса, но, если кто-то обратится к нам с привлекательным предложением, мы, возможно, заинтересуемся. Хотя сегодня все сделки по продаже страховых компаний – это аукционы, и цены на них крайне высоки. А потому, если мы считаем, что цена слишком высока, мы скорее продолжим развиваться в ближайшие несколько лет органически, а потом решим, что делать.

– Не собирается ли Ergo развивать в России пенсионный бизнес, например купить пенсионный фонд, как это уже сделали Aviva, Allianz и др.?

– Пенсионное страхование всегда было очень интересным сегментом рынка, и мы следим за пенсионной системой в России, анализируем ее. Абсолютно необходимо задать себе вопрос, соответствуете ли вы достаточному уровню, чтобы успешно работать в этом сегменте. Этот вопрос мы для себя еще не решили.

– Развивает ли Ergo этот бизнес в Германии, других странах?

– Немецкий рынок отличается от российского. Рынок пенсионного страхования в Германии крайне значим и, безусловно, выгоден, из чего вполне естественно следует, что Ergo является одним из основных игроков в этом сегменте. Развитие рынка пенсионного страхования напрямую зависит от системы социальной защиты, так что наше решение [о запуске пенсионного проекта] зависит от конкретного рынка.

– Почему россияне должны выбрать именно Ergo из ряда российских и зарубежных страховых компаний, которые уже вышли на наш рынок? Как Ergo борется за клиента на тех рынках, где активно работает?

– Прежде всего Ergo – одна из ведущих страховых групп Европы, и если вы покупаете продукт Ergo, то вы покупаете полис одного из крупнейших европейских страховщиков. Мы стараемся найти индивидуальное оптимальное решение для каждого клиента, наши клиенты сами выбирают, как им удобнее работать с нами: через агента, брокера, банк и т. д. Разработка продуктов основана на наших лучших ноу-хау. У нас очень сильный топ-менеджмент, хорошо ориентирующийся на рынке. Таким образом, в лице Ergo вы получаете очень современную, свежую и молодую альтернативу давно укрепившимся на рынке игрокам.

– Руководить российской «дочкой» зарубежной компании должен местный менеджер или экспат?

– Самый простой ответ на этот вопрос – компания должна управляться хорошими специалистами. Мы пытаемся создать команду, которая ориентируется на местном рынке. Взгляните на Александра Мая: кто он – немец или русский? Его мать – русская, отец – немец, а сам он говорит на обоих языках. Он нам идеально подходит, потому что понимает наш менталитет, корпоративную культуру, но в то же время ему отлично понятен местный рынок. Май – русский на российском рынке страхования и немец в отношениях с главным офисом. [Гендиректор «Ergo жизнь»] Георгий Белянкин – русский, но он тоже прекрасно понимает, как у нас все устроено, чем мы занимаемся. У нас всегда на местах кадры, тесно связанные с локальным рынком, а также разделяющие и понимающие суть нашей бизнес-культуры.

– Какова практика Ergo по этому вопросу?

– В компаниях Ergo сильный местный менеджмент. Есть, конечно, и экспаты в руководстве, но нет ни одной компании, управляемой только немцами. В Португалии, например, гендиректор немец, Герд Бёмер, но он работает на местном рынке уже более 10 лет. В большинстве случаев в других странах компаниями управляют либо живущие в этой стране менеджеры, либо те, для кого ее язык является родным.

Философия бега

Торстен Олецки участвовал в Петербургском марафоне 29 июня: «Питерский марафон – мой девятый марафон. Я бежал в Берлине, Кельне, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, Вене. Я всегда выбираю интересные для путешествий города с захватывающими городскими пейзажами – чем красивее город, тем веселее бежать» «Бег – мое любимое хобби, которое помогает оставаться здоровым, успокоиться, отвлечься, найти равновесие в жизни. Для бега и работы необходимы одни и те же качества: дисциплина для постоянных тренировок, высокие амбиции и необходимость продолжать идти вперед даже тогда, когда готов сдаться. Когда находишься на 30-километровой отметке, иногда думаешь, что вместо того, чтобы бежать еще 12 км, лучше пойти в ближайшее кафе. Выбираешь кафе – все, ты проиграл. То же самое и в бизнесе: иногда наступает момент, когда думаешь, что лучше отказаться и уйти. Можно так и сделать. Но если ты продолжишь делать свое дело, в конце концов добьешься успеха» «Для меня достижение финиша – уже победа. В удачный день я могу часами бежать впереди, и даже если не сохранил лидерских позиций, но получил удовольствие и добежал до финиша, я счастлив»