Имя их неизвестно

Население плохо знает своих губернаторов, свидетельствует ВЦИОМ, а отношение к ним не всегда связано с экономическим благополучием

ВЦИОМ опросил 18–28 августа жителей 13 регионов, чьих глав назначил в 2005–2007 гг. премьер Владимир Путин после отмены губернаторских выборов. Выяснялась узнаваемость губернаторов и оценка их деятельности.

Наименее известен в своем округе губернатор Валерий Потапенко: 25% жителей Ненецкого АО не смогли вспомнить его фамилию, а 20% назвали ее неправильно, хотя Потапенко с 2004 г. работал федеральным инспектором в округе, а потом и. о. губернатора до назначения в 2007 г. Плохо осведомлены о начальстве на Сахалине и Камчатке.

Лидеры по узнаваемости (руководители Красноярского края, Самарской, Нижегородской, Ивановской и Костромской областей) входят и в пятерку тех, чью работу наиболее позитивно оценивают. Но нелюбимые губернаторы – не всегда неизвестные. Ниже, чем у Потапенко, показатели у амурского губернатора Николая Колесова, на подчиненных которого заведено около десятка уголовных дел. Калининградский губернатор Георгий Боос занял по узнаваемости второе место, а по оценке – предпоследнее.

Социальная ситуация играет роль, говорит гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, но надо учитывать фундаментальные факторы (есть всегда отстающие и преуспевающие регионы) и фактор динамики. Так, в Иваново фундаментальные факторы неблагоприятные, но Михаил Мень делает много, чтобы наладить ситуацию, и оценки у него выше, чем у Бооса. В области не решены визовые проблемы, дорогое жилье и перебои с лекарствами, объяснил низкие оценки губернатора директор калининградского фонда «Региональная стратегия» Соломон Гинзбург. По его мнению, не последнюю роль играет то, что Боос не является выбором жителей области.

Но и экономика не везде влияет на общественное мнение. Амурская область по росту инвестиций в основной капитал (62,4% в 2007 г.) опережает лидера по позитиву – Красноярск (31,7%). А у Калининграда высокие показатели в 2007 г. по росту среднемесячной зарплаты – 29,1%, тогда как у Самарской области всего 24,4%.

По словам Федорова, на узнаваемость губернатора влияют два фактора: срок прибывания у власти и медиаактивность. Владимир Артяков был известен в Самаре до назначения на должность губернатора, говорит самарский политолог Сергей Дьячков, а администрация и сейчас придает большое значение освещению в СМИ деятельности губернатора.