Первая победа

Вчера впервые за последний месяц у альянса «Эйрюнион» был повод для радости. Крупнейшая его компания – «Красэйр» выиграла у налоговиков иск на 731 млн руб.
С.Портер

«Аэрофлот» использует такую схему в отношении своих «дочек» – «Аэрофлот-норд» и «Аэрофлот-Дон», у которых берет в аренду несколько купленных для этих авиакомпаний самолетов Boeing 737, говорит представитель авиакомпании Лев Кошляков, это позволяет оптимизировать операционные расходы, ведь самолеты нужны «Аэрофлоту» на короткое время. «Используем только классические лизинговые схемы, возвратным лизингом не пользуемся», – утверждает представитель «Трансаэро» Сергей Быхал.

«Красэйр»

Авиакомпания. Акционеры – государство (51%), гендиректор Борис Абрамович и его брат Александр контролируют около 40%. Выручка – 7,3 млрд руб. (1-е полугодие 2008 г., РСБУ), чистый убыток – 231,6 млн руб.

Арбитражный суд Москвы признал вчера недействительными решения Федеральной налоговой службы (ФНС) о доначислении «Красэйр» 730,6 млн руб. налогов, пени и штрафа за период с 1 января 2004 г. по 30 сентября 2005 г.

Крупнейшие претензии налоговиков (на 370 млн руб.) были связаны с расхождениями отчетности: по бухгалтерскому учету компания должна была заплатить НДС, а по налоговому – получить его из бюджета.

Но наиболее болезненными для «Красэйр» были обвинения в уклонении от налогов через оформление в лизинг самолетов и авиадвигателей (хотя их сумма из-за убытков компании была лишь 56 061 руб.).

Недовольство налоговиков вызвали операции возвратного лизинга, когда «Красэйр» продавала двигатели и самолеты лизинговым компаниям, а потом у них же арендовала. Сделки не имели экономического смысла, считают налоговики, зато они позволяли «Красэйр» экономить на налоге на прибыль за счет ускоренной амортизации, не платить налог на имущество и наращивать вычеты по НДС. Компании было бы выгоднее привлекать кредиты, чем брать оборудование в лизинг, при том что лизинговые компании сами привлекали кредитные средства под поручительство «Красэйр», говорит сотрудник налоговых органов. Лизинговые компании были однодневками, доказывала ФНС, причем аффилированными – например, через цепь учредителей – с руководством «Красэйр» – заместителями гендиректора Александром Абрамовичем и Владиславом Вычужаниным.

Расходы на кредит были бы не ниже затрат на возвратный лизинг, утверждал в суде представитель «Красэйр», кроме того, компании не давали кредиты, их и так было много. Руководители «Красэйр» владели в лизинговых компаниях менее 10% и на их деятельность влиять не могли, объяснял он.

Компании используют возвратный лизинг, чтобы привлечь средства за счет продажи самолета и в то же время оставить его в своем пользовании, объясняет адвокат «Юстины» Дмитрий Шубин.

У налоговиков есть 30 дней на обжалование решения. Представитель ФНС не смог сказать «Ведомостям», будет ли служба подавать апелляцию. Обжаловать решение будем, знает сотрудник налоговых органов.

Вчерашнее решение важно для других авиакомпаний. Большинство из них использует схемы возвратного лизинга, говорит Шубин. Практикой использования возвратного лизинга в других компаниях интересовался и судья во время заседания. «Та же самая ситуация с зелененькими самолетами в аэропорту «Домодедово», – ответил на его вопрос представитель «Красэйр». «С S7 (бренд авиакомпании «Сибирь». – «Ведомости»)», – согласилась представитель ФНС. С представителем «Сибири» вчера связаться не удалось.