Спасение Тбилиси

Запад пытается предотвратить обвал экономики Грузии. Международный валютный фонд (МВФ) дает Грузии $750 млн, вся помощь превысит $2 млрд

О готовности дать Грузии денег МВФ заявил сразу после начала войны. Помощь обещали лидеры США и европейских стран. На этой неделе, пишет WSJ со ссылкой на близких к переговорам чиновников, Грузия и МВФ достигли предварительной договоренности о кредите в $750 млн. Суммарная помощь США и ЕС, надеются грузинские чиновники, превысит $2 млрд.

Ущерб Грузии от войны президент Михаил Саакашвили оценивал в $2 млрд. Вероятно, в эту сумму входят потери армии, премьер Ладо Гургенидзе оценил ущерб гражданской экономике в $1 млрд.

Россия, пишет WSJ, не скрывает цели заменить Саакашвили на более лояльного лидера. Саакашвили довел свою страну до катастрофы, таким людям не следует доверять управления ни большими, ни маленькими странами, говорил премьер Владимир Путин. Поддержка режима Саакашвили Западом будет «ошибкой подлинно исторического масштаба», говорил глава МИДа Сергей Лавров.

Судьба Саакашвили теперь зависит от экономической ситуации в Грузии, и Запад, не вступив в вооруженное противостояние, собирается помешать планам смещения режима с помощью денег, разъясняет WSJ. Иначе грузинские политики, сейчас объединенные перед лицом внешнего врага, попытаются и сами добиться смены режима, опасается WSJ.

В среднем в 2004–2007 гг., после революции роз, которая привела Саакашвили к власти, ВВП Грузии рос на 9% в год, такого же роста ожидало правительство еще в апреле. Но, как сообщил сенатор-республиканец Ричард Лугар со ссылкой на Гургенидзе, вместо 10%-ного роста может быть 10%-ный спад, если иностранная помощь не достигнет $3–4 млрд.

Помощь таких масштабов эквивалентна трети продукта, производимого грузинской экономикой за год. В 2007 г. ВВП достиг $10,6 млрд. Спад экономики может быть вызван неуверенностью в курсе местной валюты – лари – и оттоком средств из банков. По данным Fitch, только за 7–14 августа из грузинских банков было отозвано 17% розничных депозитов, по данным нацбанка Грузии, за август все депозиты сократились на 15,5%. Снижение курса лари стимулируется быстрым истощением международных резервов – с конца июля они упали почти на четверть до $1,12 млрд.

В 2007 г. дефицит счета текущих операций Грузии составил 20% ВВП (около $2 млрд). Он был покрыт эквивалентным (19,7% ВВП) притоком иностранных инвестиций. Теперь же Грузия едва ли сможет привлечь столько и необходимое финансирование может прийти лишь в виде кредитов и помощи международных организаций и иностранных государств, отмечает Fitch. Гургенидзе надеется, что приток ПИИ упадет лишь на 15%.

Нужны западные деньги не только грузинскому нацбанку, но и минфину. За последние годы в Грузии был поставлен мощный эксперимент, напоминает Гургенидзе: страна быстро и резко снизила налоги, отменила импортные пошлины, приватизировала множество предприятий. Рост ускорился, но доходы грузинского довоенного бюджета должны снизиться с 36,6% ВВП в прошлом до 31,9% ВВП в этом году.

На деле все оказалось еще хуже: снижение госрасходов, популизм и наращивание военных расходов несовместимы. Еще в 2006 г. бюджетные доходы Грузии превысили расходы на 19%, в 2007 г. – на 9,4%. Но в январе – июне этого года, по данным Минфина, расходы превысили доходы на 7%. Теперь от денег с Запада зависит и бюджет, и финансово-экономическая стабильность Грузии, но пока страна может позволить себе займы: ее внешний долг, даже увеличившись в этом году более чем на треть, не превышает 23% ВВП.