Москвичам напомнили о чтении

Российские издательства надеются остановить падение количества читателей, а значит, и своих продаж с помощью социальной рекламы. АСТ заполнила Москву билбордами с призывом читать книги, а ОГИ клеит стикеры на граффити
М. Стулов/ Ведомости; Leo Burnett

Как проводят досуг

60% смотрят телевизор и слушают радио 46% занимаются делами и детьми 42% читают газеты и журналы 33% ходят в гости 27% читают книги 24% слушают музыку 14% смотрят видео 12% проводят время за компьютером 11% занимаются хобби По данным опроса ВЦИОМ в марте 2008 г.

Любовь к себе всегда взаимна», – убеждает москвичей писательница Полина Дашкова с рекламных щитов, появившихся в августе в центре Москвы, и советует читать книги. Всего в столице размещено около 500 рекламных носителей разных форматов, на которых мысли о пользе чтения излагают 11 авторов, в том числе Сергей Лукьяненко, Эдвард Радзинский, Эдуард Тополь, Григорий Остер. Всех их объединяет то, что публикуются они в одном из крупнейших издательств – АСТ. Оно и оплачивает рекламную акцию, рассказал управляющий издательствами группы АСТ Олег Савич.

В сентябре аналогичная реклама появится в вагонах метро и магазинах книготорговых сетей, продолжает он, а в ноябре – феврале писатели будут призывать читать книги жителей городов-миллионников. К популярным авторам могут присоединиться и «другие лидеры мнений», обещает Савич. По его словам, затраты АСТ на проект могут дойти до $400 000. Они уменьшатся, если правительство Москвы признает инициативу издательства социальной рекламой, говорит Алексей Белозеров, директор фонда «Народная инициатива», разработавшего проект «Читайте книги». Тогда АСТ придется платить только за изготовление рекламы – около 6000 руб. за плакат 3 х 6 м, а размещаться она будет бесплатно. Председатель комитета рекламы Москвы Владимир Макаров сообщил вчера, что пока заявки от АСТ и «Народной инициативы» не поступало. Белозеров обещает подать ее в октябре.

Остановка в пути

АСТ надеется, что социальный проект принесет коммерческую выгоду. На книжном рынке, росшем последние пять лет ежегодно на 18–20% в денежном выражении, в 2007 г. наступила стагнация. Продажи в количественном выражении не увеличиваются, рынок растет за счет повышения цен, объясняет Савич. По его данным, за 2007 г. в России было продано книг на $4–4,5 млрд, на 8–10% больше, чем в предыдущем году. Но покупателей в книжных магазинах становится меньше. В 2004–2005 гг. книги (не считая учебников) читало 42% взрослых россиян, а в 2008 г. – только 35%. Люди переключаются на другие источники информации – телевидение, интернет, констатирует Савич. Книги становятся и менее доступными: четыре года назад средняя розничная цена экземпляра составляла $3,5, а в 2008 г. она – уже $6–7. По прогнозам АСТ, к 2010 г. книги подорожают до $8. Создают себе проблемы и сами издательства, печатая слишком много разных книг. По данным Российской книжной палаты, в 2007 г. была издана 108 791 книга общим тиражом 665,7 млн экземпляров, тогда как в 2004 г. – 89 066 книг тиражом 685,9 млн. Крупнейшие магазины могут выставить на полки не более 35 000–45 000 наименований, говорит Савич. АСТ, печатающая, по собственным данным, 14 000 наименований книг, решает проблему сбыта, развивая собственную сеть – «Буква», в которой уже более 350 магазинов. Но кардинально улучшить ситуацию можно, лишь увеличив количество читателей, признает он.

Социальная конкуренция

Савич надеется: если проект «Читайте книги» поддержат не только власти, но и конкуренты и он станет национальным, количество читателей можно увеличить на 10%. Социальные акции в Европе и США повышали его на 5–15%, напоминает он. Так, в Великобритании с 2003 г. каждая из 20 футбольных команд премьер-лиги ежегодно выбирает среди игроков «чемпиона по чтению», который пропагандирует чтение среди маленьких болельщиков.

Но главный конкурент АСТ – издательство «Эксмо» не планирует поддерживать проект. Он не является социальной рекламой, а работает на «увеличение известности конкретных авторов», говорит гендиректор «Эксмо» Олег Новиков. Пропагандировать чтение должны культовые режиссеры, актеры, общественные деятели – их призыв услышат, уверен топ-менеджер. Новиков признается, что «Эксмо» совместно с Российским книжным союзом сейчас разрабатывает свой проект по повышению интереса к чтению, но подробности не раскрывает.

Напоминание на заборе

Собственный социальный проект «Детское чтение» сделали небольшое Объединенное гуманитарное издательство (ОГИ) и рекламное агентство Leo Burnett Moscow. Они выпустили «Хрестоматию по внеклассному чтению для родителей, которые ленятся учить детей читать книги» и бесплатно раздали ее тираж в 3000 экземпляров на июньском Московском международном книжном фестивале. В хрестоматию авторы поместили найденные в интернете (например, на сайте «Студии Артема Лебедева») фотографии несуразных надписей на зданиях, вывесок и объявлений, а в послесловии указали: если родители не привьют ребенку любовь к книгам, то круг его чтения будет ограничен произведениями, представленными в сборнике. А в сентябре ОГИ и Leo Burnett Moscow сделали стикеры в виде указателя с надписью «Если вы не научите ребенка любить книги, то это все, что он будет читать». Волонтеры клеили такие стикеры рядом с «шедеврами» народного творчества на стенах и заборах. По данным Leo Burnett Moscow, в Москве расклеено 400 подобных указателей, а сейчас готовится их новый тираж. Дмитрий Ицкович, гендиректор ОГИ, надеется, что акция напомнит о необходимости читать детям книги как аудитории интернета, так и тем, кто им не пользуется.