Судьба иностранца

В ближайшие годы возможен отток экспатов из российских компаний – к такому выводу пришли эксперты Kelly Services, опросив генеральных и HR-директоров 50 крупных международных компаний, работающих в России. С ними согласны юристы и не согласны кадровики

«Есть у нас в совете директоров независимый директор по имени Ханс Гюльденберг, – рассказывает гендиректор ОАО «Группа компаний «Русское море» Дмитрий Денежкин. – Это носитель крайне важного для нас опыта в индустрии потребительских продуктов. Кроме того, он работал в компаниях, которые являются эталоном правильности корпоративных процессов. Русских специалистов с таким опытом практически невозможно найти – слишком мало лет нашей рыночной экономике».

Основной задачей августовского исследования рекрутинговой компании Kelly Services было определить отношение российских работодателей к экспатам и выяснить цели иностранных работников, приезжающих в Россию. Средняя доля работающих в компании экспатов от общего числа сотрудников колеблется сегодня в пределах от 1% до 5%. Лишь в одной компании из всей выборки число иностранных работников составляет 10%. В 68% компаний, участвовавших в исследовании, иностранные работники занимают позиции топ-менеджеров, в 26% – позиции менеджеров среднего звена. Основные сферы занятости экспатов – маркетинг (18%), продажи (17%), финансы (12%) и администрирование (10%). 43% иностранных работников приезжают в Россию временно: их направляет на работу за границу материнская корпорация для решения тех или иных задач бизнеса.

Препоны закона

За последние два года порядок приема экспатов на работу в России претерпел значительные изменения благодаря принятым в прошлом году поправкам в федеральный закон о правовом положении и миграционном учете иностранных граждан, а также благодаря вступившему в силу 25 июля сего года Административному регламенту предоставления разрешений (заключений) на использование иностранных работников. Эти юридические положения, с одной стороны, технически упрощают порядок трудоустройства иностранцев, с другой – снижают шансы иностранных специалистов на получение рабочего места, считает Игорь Симонов, юрист МКА «Князев и партнеры», – хотя бы потому, что теперь работодатель должен доказать, что на вакансию невозможно найти аналогичного работника – гражданина России.

С ним согласна Светлана Шнайдер, заместитель руководителя департамента трудового права и кадрового делопроизводства по развитию корпоративного права NS Consult. По новому регламенту, по ее словам, работодатель освобожден от обязанности самостоятельно обращаться в службу занятости за заключением о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы. Эти функции теперь выполняет миграционная служба. Непонятно, облегчило ли это участь работодателей, говорит Шнайдер, ведь им придется строго следовать требованиям закона «О занятости населения в Российской Федерации» и своевременно подавать сведения о вакантных позициях. Раньше работодатели относились к этой обязанности снисходительно и не всегда выполняли. А теперь без поданных сведений они не смогут получить разрешение на привлечение иностранцев, равно как и принять их на работу. Очевидно, что эти изменения призваны побудить работодателей брать на работу россиян, подчеркивает Шнайдер. И добавляет, что расходы на трудоустройство иностранного гражданина (оплата различных госпошлин) существенно выше расходов на трудоустройство россиянина.

На чаше весов

Козни законодательства при найме экспатов в качестве проблемы отметили 20% респондентов Kelly Services. Треть работодателей посчитали главной проблемой их высокие зарплатные ожидания (34%,) а четверть – незнание российского менталитета (26%), что, по их мнению, способствует непониманию важных аспектов ведения бизнеса в России.

Причины, по которым компании ищут на ключевые позиции экспатов, варьируются: 68% компаний руководствуются наличием у последних зарубежного опыта ведения дел в той или иной области, 11% говорят о возможности введения инноваций в структуру компании. Еще 7% респондентов упоминают знание западных технологий как преимущество иностранных работников. Среди ответов были: «привнесение нового опыта, экспертизы и культуры», «зарубежные связи», «культура ведения бизнеса».

«Чаще всего работодатели обращаются к помощи экспатов, когда не могут найти людей с соответствующими компетенциями внутри страны, – говорит Юрий Вировец, президент группы компаний HeadHunter. – Во-вторых, иностранные компании могут просто не доверять русским ключевые должности. Наконец, некоторые руководители хотят принципиально строить корпоративную культуру по западному типу». По его мнению, есть сферы, где остро чувствуется дефицит квалифицированных специалистов в силу того, что они недавно развиваются в нашей стране, – например, банковский ритейл. Многие крупные розничные банки приглашают экспатов на руководящие позиции, потому что не могут найти менеджеров с определенным опытом и образованием в России. Высок спрос на иностранцев и в сфере девелопмента – они придают некий лоск бизнесу.

«Среди независимых директоров в российских компаниях экспатов порядка 60%, – отмечает Александр Филатов, управляющий директор Ассоциации независимых директоров. – Их, как правило, приглашают компании, акции которых торгуются на международных площадках, компании, готовящиеся к IPO или частным размещениям с участием западных инвесторов».

Сильно не убудет

«Учитывая демографию, дефицит на кадровом рынке и рост российской экономики, потребность в квалифицированных специалистах-экспатах не уменьшится по крайней мере до 2015 г.», – считает Андрей Коровкин, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. С ним согласна старший партнер хедхантинговой компании RosExpert Анна Кофф: «Раньше в сектор FMCG иностранных топ-менеджеров традиционно приглашали в качестве гендиректоров и на позиции, связанные с маркетингом. Сейчас спрос на эти позиции снизился, зато их привлекают в качестве советников и независимых директоров. В промышленном секторе по-прежнему сохраняют сильные позиции отечественные менеджеры, а вот в ритейле интерес к иностранным руководителям до сих пор высок. С другой стороны, очевидно, что прошло время, когда иностранец становился для компании долгосрочным решением: теперь они либо приезжают несколько раз в год, либо им отводится проектный период, за который нужно наладить бизнес-процессы и подготовить себе российскую смену».