То, что доктор прописал: Золотые лучи


Российский блогер Алексей так описывает радость от свежеотремонтированного офиса: «И вот он, долгожданный оазис, новый офис класса А, приветливые ресепционисты, запах новой мебели, +22 градуса и Smart Casual».

«Запах нового офиса» как знак успешности, как метафора счастья – это почти клише в современной обонятельной палитре. Люди не отдают себе отчета в том, что это запах опасности. Исследования, проводившиеся EPA (Environmental Protection Agency, управление по экологической безопасности правительства США), неоднократно показывали, что воздух в городских помещениях часто загрязнен сильнее, чем уличный. Об одном типе загрязнения – твердыми наночастицами – мы уже говорили («Ведомости» от 26.06.2008, № 116 (2138). Но львиную долю загрязнения воздуха в интерьерах составляют так называемые молекулы ЛОС, летучих органических соединений, испускаемые отделочными материалами: красками, лаками, растворителями, ковролином, ламинатом, материалами для обработки мебели. В итоге даже появился термин «синдром больного здания», суммирующий эти факторы.

В Европе химическая продукция для интерьеров маркируется на предмет содержания ЛОС, и нормы постоянно ужесточаются; некоторые европейские марки, продаваемые в России, несут маркировку ЛОС (VOC, от англ. volatile organic compounds). Покупая с оглядкой, можно отсечь часть опасностей – а они в долгосрочной перспективе включают в себя повышенный риск рака, болезней печени и почек.

Но самая распространенная мера – это попытка фильтрации воздуха, и с ней связана интересная новость. Вообще, часть ЛОС улавливают фильтры с активированным углем. Но у них есть ряд минусов: картридж надо часто менять, не все молекулы ловятся, требуется электроэнергия – нагнетать воздух. В конце августа австралийский ученый Хуэй Жу (Технологический университет Квинсленда) пообещал миру новое решение, основанное на хорошо забытом старом. Его исследование, опубликованное в немецком журнале Angewandte Chemie, анонсировалось несколько неожиданно: «Витражи из средневековых церквей обладают способностью очищать воздух от ЛОС».

Профессор Жу разъяснил «Ведомостям»: «Наночастицы золота в краске витражей работают как катализаторы: на солнечном свету заставляют кислород сжигать молекулы ЛОС – получается безобидный углекислый газ. Эти мастера были первыми нанотехнологами!» Он исследовал поведение наночастиц золота на стеклянной подложке и пришел к выводу: «Солнечный свет может оплачивать всю работу по очищению воздуха от ЛОС. И главное – если воспроизвести старинные узоры на офисных окнах, будет так красиво!»

Надо надеяться, Россия не отстанет от мира в борьбе с ЛОС и, что немаловажно, на этом пути у титанов российской деловой индустрии изменятся представления о красоте. Толстые золотые цепи, по которым их узнают на пляжах всего мира, будут стерты в нанокрупу, и лучи солнечного света начнут свой целительный путь по офисным застенкам: прогресс!.