Нашла коса на камень

Роман «Stop, коса!», как старый чердак, до отказа набит всякой культурной и мифологической всячиной. Но разобраться с ней захочет не каждый

Кого и чего только нет в этой книге Анатолия Королева – здесь вавилонский бог Мардук, египетская богиня кошек Бастет, каббалисты, громадные псы величиной с теленка, братство бессмертных, амулет безоар, головокружительные глюки под действием ЛСД. А также нырки из современности в эпоху царя Навуходоносора, из Москвы в Рим, провинциальный вымышленный Пуп Казахский, районный центр Юрятин.

На первой же странице Никита Царевич, выпускник МГУ и Сорбонны, поклонник Пелевина и сочинитель рекламных слоганов, получает странное письмо от отца. Отец пишет, что его давно нет в живых. И начинается... то ли жуткий сон, то ли фантасмагория, то ли триллер, сошедший с ума.

Как только Никита пытается разгадать тайну отцовской смерти, за ним начинается охота – непонятно только, кто охотник. Но, похоже, он интересен самым разным силам. Вскоре выясняется, что отец тут вообще ни при чем, во всяком случае Королев надолго забывает о завязке истории: вопрос, который заряжает этот многослойный сюжет, – нужно ли человечеству бессмертие. Писатель едко иронизирует над сектой имморталистов, над креоникой, красочно описывает страдания невесты главного героя Куки, которая ни за что не хочет, чтобы ее пожрали черви. Сам Никита, специалист по творчеству Шарля Пьеро, то и дело попадает в переделки, иронически рифмующиеся с его филологическими наблюдениями над сказками о Синей Бороде или Гензеле и Греттель, но уловить, когда герою угрожает реальная, а когда всего лишь игрушечная смерть, – невозможно. Точно так же неспециалист никогда не различит, в каком случае Королев пересказывает существующие вавилонские мифы, а когда сочиняет их сам.

В целом все происходящее больше всего напоминает партию в вавилонские шахматы, опять-таки вымышленную писателем игру, в которой клетки участвуют в сражении наравне с фигурами, а в роли фигур могут выступать куски пиццы, Ленин и Майкл Джексон, зубочистки и чайник. Правил игры как бы и не существует, если только их случайно не угадаешь. Но везунчик Никита все-таки побеждает смерть, коса натыкается на его чудо-камень – безоар.

Как будто в романе Королева есть все, чтобы стать бестселлером, конкурировать хоть с Пересом-Реверте, хоть с Умберто Эко, – лихой сюжет, удачливый герой, остроумные парадоксы, интеллектуальные загадки и ловушки. И все же бестселлером ему не стать. Потому что у предлагаемой нам игры нет правил. Логические связи между событиями ослаблены, происходящее слишком часто не мотивировано, событиям не дается даже фантастических объяснений. Каким образом Никита попадает из Рима в Москву и обратно? За что он полюбил очевидную пустышку Куки, про которую толком ничего не знает? Почему безоаров на земле ровно 100, хотя ясно, что «каменистых образований в пищеводах жвачных животных» находили значительно больше... Ответов нет. Книга дрожит и плавится, как видение Никиты Царевича, – это и не фэнтези, и не мистический триллер, и не сказка. Но и не пародия на все это, вместе взятое. Автор постоянно путает карты – точнее, шахматы, потому что именно в них он и играет с читателем. В вавилонские шахматы собственного изобретения. И партнеры наверняка найдутся, вот только совсем немного. А жаль – могло бы быть намного больше.