«Атлант» обгонит «Аэрофлот»

На обломках «Эйрюнион» может появиться компания крупнее «Аэрофлота» – ее создатели готовы вносить все больше активов, чтобы увеличить долю в будущем гиганте
С.Портер

Новая авиакомпания воплотит давнюю мечту «Аэрофлота», несколько лет планировавшего создать дальневосточную «дочку» на базе «Владивосток-авиа», «Сахалинских авиатрасс» и «Дальавиа». От этих планов «Аэрофлот» отказался, сообщил в пятницу замминистра транспорта Александр Мишарин, и «Ростехнологии» получат госпакеты всех трех авиакомпаний. Отказ «Аэрофлота» вызван планами передачи «Владивосток-авиа» «Ростехнологиям», объясняет представитель «Аэрофлота» Лев Кошляков, ведь без нее создание дальневосточной «дочки» не имеет экономического смысла. Чтобы передать акции дальневосточных компаний «Ростехнологиям», нужно будет дополнить указ президента, говорит источник в госкорпорации, и дополнения уже готовятся. Комментарии администрации президента получить не удалось.

По плану выхода «Эйрюнион» из кризиса активы альянса получит столичная авиакомпания «Атлант-союз», которая и станет основой для создания новой авиакорпорации под контролем «Ростехнологий». Кроме «Красэйр», «Самары» и «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ), оставшихся от «Эйрюнион», в «Атлант» будут переданы активы ГТК «Россия», «Кавминводыавиа» и др. (см. врез). Их акции «Ростехнологии» получают по указу президента и будут владеть более 50% акций объединенной авиакомпании.

Вторым по размеру пакета акционером будет правительство Москвы, которое, по словам первого вице-мэра Юрия Росляка, хочет получить «значительную» долю, «чтобы влиять на управление, менеджмент [компании]». Москва может внести активы не только «Атлант-союза» (владеет 51% акций), но и других компаний, а может быть, и деньги, сказал он. Сотрудник «Ростехнологий» и источник, близкий к «Атлант-союзу», расшифровывают, что Москва претендует на блокирующий пакет в объединенной компании и готова внести в нее также активы во «Внуково» (см. справку).

По словам руководителя оперативного штаба по урегулированию кризиса альянса Виталия Ванцева, обновленному «Атлант-союзу» в ближайшие три года нужно будет как минимум 200 млн евро на развитие, в том числе на покупку самолетов. Москва найдет деньги – расходы могут быть прописаны в бюджете столицы, говорит источник, близкий к мэрии.

На долю претендует и Красноярский край. Чиновники «предложили использовать аэропорт «Емельяново», где у администрации 51% акций», сказал глава Росавиации Евгений Бачурин. Это подтвердил чиновник правительства края, добавив, что оценка пакета скоро будет заказана. Доля должна быть значительной, для того чтобы влиять на текущую деятельность и развитие, говорит пресс-секретарь губернатора Игорь Астапов, но ее размер – предмет переговоров.

Гендиректор «Ростехнологий» Алексей Алешин пригласил в альянс и частных акционеров «Эйрюнион» (основные – братья Борис и Александр Абрамовичи), отметив, что их предложение будет рассмотрено, «если им будет что предложить». Сейчас Абрамовичи владеют 40% «Красэйр», 48,6% ДАЛ, около 50% «Самары», 70% «Омскавиа» и 100% «Сибавиатранса», входящих в «Эйрюнион» (часть акций находится в залоге у кредиторов). Также братьям принадлежат значительная доля в «Скай-экспресс», 49% венгерской Malev, 49% акций красноярского аэропорта. Заложены ли эти акции, выяснить не удалось. Борис Абрамович в пятницу отказался от комментариев. А гендиректор «Атлант-союза» Алексей Меницкий сказал в субботу, что «Омскавиа» и «Сибавиатранс» могут не войти в новую авиакомпанию.

От «Эйрюнион» «Атланту» достанутся маршруты, самолеты, бренд и долги. Росавиация до 30 сентября приостановит действие сертификатов эксплуатантов у «Красэйр», «Самары» и ДАЛ, сказал Меницкий, а их маршрутная сеть будет переписана на «Атлант». Но Бачурин возразил, что решение о приостановке сертификатов будет принято и озвучено на этой неделе, хотя по всем авиакомпаниям альянса есть заключения о несоответствии. Авиапарк альянса не будет передаваться в полном составе, считает Меницкий, сначала «надо посмотреть техническое состояние самолетов». Позже будет проведен ребрендинг компании, говорит источник, близкий к «Атлант-союзу».

Переговоры с кредиторами «Эйрюнион» взяли на себя «Ростехнологии» и уже выдали гарантии на $100 млн, сказал Алешин. По его оценке, общий объем непогашенных долгов авиакомпании – около $800 млн (ранее «Ростехнологии» называли $1 млрд), но это приблизительная оценка. Но долги «за счет бюджета Москвы, Красноярского края и собственных средств «Ростехнологий» закрываться вряд ли будут», предупредил он: с частью кредиторов будут вестись переговоры о реструктуризации.

Если все планы будут реализованы, новая компания будет больше «Аэрофлота», констатирует руководитель аналитического отдела «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго, но вдвое дешевле. По активам и пассажирообороту «Аэрофлот», который стоит $3 млрд, сопоставим с новым образованием, но только долги «Эйрюнион» и других передаваемых «Ростехнологиям» компаний – около $1,5 млрд.