Без дешевой фантастики

Когда работа в Академии наук и раскопки древних городов перестали приносить доход Федору Овчинникову, он затеял в родном Сыктывкаре рискованный бизнес – открыл сеть книжных магазинов «Сила ума»

Я всегда жил с идеей своего бизнеса и был уверен, что когда-нибудь его начну», – рассказывает Овчинников. Первый магазин интеллектуальной книги археолог открыл в ноябре 2006 г., взяв потребительский кредит (400 000 руб.) в Сбербанке и еще 100 000 руб. заняв у родственников. Из них 50 000 руб. сразу пошли на закупку торгового оборудования, еще 300 000 руб. – книг (первый ассортимент составил порядка 4000 наименований), оставшиеся деньги – на рекламу, оформление магазина, аренду помещения (28 000 руб. в месяц) и наем трех продавцов, зарплата которых составляла тогда 7000–8000 руб. «Для сыктывкарской розницы тогда это была добротная зарплата, ко мне приходили люди с опытом», – говорит предприниматель. За месяц до того, как открыть магазин, Овчинников завел интернет-блог, в котором стал отчитываться о каждом шаге. «Многие не верили, что такой бизнес приживется в нашем городе, – вспоминает Овчинников. – А некоторых смущало то, что я сразу же начал выдавать всю информацию по выручке».

Блог как приманка

Магазин расположился на шестом этаже торгового центра (предприниматель арендовал под него 33 кв. м). «А блог стал приманкой, – улыбается Овчинников. – Чтобы продвинуть рискованный бизнес, нужно было интригующее решение: одни затаив дыхание ожидали, разорится ли молодой человек, другим было интересно, как, собственно, открывают бизнес и во что вкладывают деньги». В ноябре 2006 г. оборот компании составил 330 000 руб., а в прошлом месяце нынешнего года – уже 4 млн руб. (чистая прибыль – 400 000 руб.). 2,5 млн руб., по словам предпринимателя, приносит розница, остальное компания получает за счет дистрибуции прессы, поставки книг и учебников в библиотеки и школы, а также оптовой продажи. Сейчас у сети «Сила ума» восемь магазинов: шесть в Сыктывкаре, один в Воркуте и еще один в Усинске. «Даже спустя два года на рынке еще много места», – считает Овчиннников.

Книжная розница, несмотря на значительное число сетевых операторов, – один из наименее развитых сегментов розничной торговли, отмечает Дмитрий Чумаков, гендиректор агентства Vector Market Research. По его мнению, это в том числе иллюстрируется ограниченным дополнительным предложением (кофейни, досуг и т. д.), низким качеством обслуживания и часто некомфортной атмосферой в магазинах.

Продался за миллион

Блог сыграл роль в привлечении не только покупателей, но и инвесторов. В мае 2007 г. финансовая группа «Коммунальная энергетика» за 1,2 млн руб. приобрела у Овчинникова 50% бизнеса. Такова была фактическая стоимость активов и товаров на тот момент. «Психологически согласиться на сделку было трудно, – признается бизнесмен, – но я подумал, что лучше владеть 50% от $10 млн, чем 100% от $100 000». Бизнесу нужны были инвестиции: если бы компания упустила время, в город пришла бы та же «Топ-книга», которая хотела открыться в местном гипермаркете «Город мастеров», но в результате там открылся магазин «Книга за книгой» – еще один бренд компании Овчинникова.

Один из бывших совладельцев «Коммунальной энергетики» – ныне зампредседателя комитета по законодательству и местному самоуправлению госсовета Республики Коми Василий Попов рассказывает, что магазин Овчинникова «отличался от всего, что было в регионе». «С одной стороны, мы поняли, что ниша розничной торговли книгами в регионе свободна, – говорит Попов. – С другой – нам понравился конструктивный, инновационный подход к ведению бизнеса». По словам Овчинникова, «Коммунальная энергетика» за полтора года выдала компании кредиты на общую сумму 3 млн руб.

Ерундой не торгует

Компания Овчинникова регулярно проводит встречи с покупателями. Недавно в одном из клубов была организована «Ночь пожирателей книг». В сети работают и программы лояльности. В некоторых библиотеках, например, человеку вместе с читательским билетом выдается карта с растущей скидкой (от 5% и выше). Ее же получают в качестве подарка библиотекари и учителя.

«Ассортимент в «Силе ума» такой же, что и у нас, а цены выше», – говорит Елена Адамчук, директор магазина «Букинист». «Конкуренты располагаются на приватизированных площадях старых советских магазинов, мы вынуждены платить за аренду – отсюда и цены», – парирует Овчинников. «Овчинников скорее только позиционирует свою сеть как сеть магазинов интеллектуальной книги, а на самом деле у него всего полно – подарочные книги, учебники, детская литература», – говорит директор магазина «Мир книги» Евгений Мостивенко. «Когда мы приняли решение строить региональную сеть, то создали новый бренд «Книга за книгой». Это уже массовые универсальные магазины», – парирует Овчинников.

Овчинников мечтает открыть магазин в Москве, но денег на это у него пока нет. «Мы посчитали бесперспективным выходить на рынок другого региона, пока не отлажена система управления розницей и логистика», – говорит Попов. Прежде чем выходить на Москву, бизнес «должен отшлифоваться» в других городах республики, пояснил он.