Черная пятница

Российские акции после пятничной распродажи, в продолжение которой индексы падали на 8–9%, стоят как никогда дешево. Но покупателей нет
Д. Гришкин

«Голубые фишки» на ММВБ в пятницу падали на 6–13%, затем подросли. Аутсайдер – «Норильский никель» (-9,3%). Акции ВТБ упали на 6,9% до 5,96 коп. Нефтяные акции, если не считать «Сургутнефтегаз» (-5,9%), чувствовали себя хорошо: «Лукойл» потерял 0,5%, а «Роснефть» даже прибавила 0,5%.

Это вторая по глубине коррекция за последние 10 лет, подсчитал стратег Альфа-банка Эрик Депой: с майских максимумов, когда индекс РТС был почти 2500 пунктов, он упал уже на 42%; на 47% он падал во время коррекции с 29 августа 2000 г. по 3 января 2001 г.; когда все это закончится, у инвесторов будет уникальная возможность покупать акции на самом дне, если деньги останутся.

Помогать или не помогать. Билл Гросс

Управляющий директор PIMCO, крупнейшего в мире фонда облигаций ($830 млрд). Во всех секторах рынка избавляются от долгов, что подрывает спрос на все виды активов, в том числе «безупречного качества», пишет Гросс. Чтобы предотвратить ликвидацию активов и долгов в исторических масштабах, минфин США должен открыть сейфы для частников, у которых либо уже нет денег на покупку активов, либо они понесли огромные убытки.

Алексей Улюкаев

Первый зампред Банка России. «Средства Фонда национального благосостояния могут быть инвестированы в российский фондовый рынок не раньше 2009 г. Минфин в октябре должен определить объемы инвестирования. Но средства, которые могут быть вложены в российский фондовый рынок, будут небольшими, задача Минфина – размещать средства в надежные активы, а не в доходные».

В пятницу была полная капитуляция российского фондового рынка. «Мы открылись снижением на 2%, упали до 9%, а затем выросли до минус 4%», – говорит главный трейдер «Тройки диалог» Тимур Насардинов. К 15.00 МСК индекс РТС обновил минимум с конца июня 2006 г., упав до 1407 пунктов, но к закрытию поднялся до 1469 пунктов (-3,8%). Общая капитализация российских публичных компаний снизилась на 3% до $1,086 трлн.

Было много стоп-лоссов и маржин-коллов, рассказывает Насардинов, ведь рынок несколько дней падал на 4–5%: «После 1997 г. такое мы видели всего несколько раз». Депрессивное настроение не только в России, знает управляющий партнер Da Vinci Сapital Олег Железко: дешевеет сырье, дорожает доллар, плохи данные по безработице в США. Европейские индексы в пятницу упали на 2,3–2,5%, азиатские – на 2,2–3,3%, MSCI Emerging Markets – на 2%, американские индексы в четверг – на 3%, в пятницу Dow Jones прибавил 0,3%. Баррель нефти WTI подешевел на 1,7% до $106,2, металлы – на 2–5,4%. Выходят из рынка не только хедж-фонды, но и российские спекулянты, полагает Железко.

В сентябре открылось окно для вывода средств из хедж-фондов, чем и пользуются инвесторы, говорит стратег «Ренессанс капитала» Ованес Оганисян: фонды собирали заявки в течение августа и теперь они понимают, сколько им надо продать, и это, возможно, продлится весь месяц. По данным EPFR Global, вывод средств из фондов, ориентирующихся на Россию, продолжается три месяца; только с 25 июня по 3 сентября нетто-отток составил $860 млн.

Котировки нефтяных компаний поддержала новость, что Минэнерго готовит предложения о снижении налоговой нагрузки, в частности НДПИ (см. стр. А1), отмечает портфельный управляющий «Пилгрим эссет мененджмент» Ольга Изюмова.

Инвесторы выбирают самые ликвидные бумаги, объясняет разницу Насардинов, но эти покупатели тоже пока из тех, кто ставит на перепроданность российского рынка и играет вкороткую.

Проблема в том, что продавцов не так много, но покупателей нет совсем, сетует Железко: «Пока свежих денег не будет, роста ждать не приходится, а денег нет ни у западных инвесторов, ни у российских банков». В пятницу было пятое дно в этом году, невесело говорит он.

На этих уровнях должен появиться спрос, уверен Насардинов: «Банки, металлургические компании, нефтяные – все сейчас безумно дешево». Капитализация ВТБ в пятницу на LSE была $15,2 млрд, всего 0,8 (коэффициент P/BV) к прогнозному капиталу на конец года – $17,6 млрд. Чтобы люди начали покупать, нужно несколько факторов, считает Железко: должны улечься политические риски, ЦБ должен укрепить рубль (см. статью на этой странице), хорошие показатели компаний за III квартал и отчеты от аналитиков инвестбанков, что российский рынок сейчас самый дешевый в мире.