Pro Europa: Красивая сельская жизнь


На российские поля в этом году пришел невиданный урожай зерновых (власти рапортуют, что он составит 87–92 млн т), на 12–15% превышающий средние показатели за 2002–2007 гг. Однако и эта цифра более чем на 15% меньше, чем в 1992-м; к тому же за постсоветский период производство мяса в России упало на 32,5%, молока – на 31,1%, яиц – на 12,3%. Посевные площади сократились уже на треть, а поголовье крупного рогатого скота – почти на 60%. Российская деревня пустеет. Импорт продовольствия покрывает около половины потребления и постоянно растет, а 64% его приходится... на Европу.

Почему же в ЕС дела обстоят столь благополучно? Почему урожайность зерновых в 2,6 раза выше, чем в России, а степень самообеспечения по основным продовольственным товарам составляет 110–160%, хотя в сельском хозяйстве занято лишь 2,2% активного населения (в России – 10%), а его доля в ВВП по итогам 2006 г. опустилась до 1,3% (у нас – 5,7%)? Ответ кроется в Единой сельскохозяйственной политике, на которую из бюджета ЕС выделяется около 55 млрд евро ежегодно. Эта программа, запущенная в начале 1960-х гг., предполагает ряд инструментов – дотации на производство определенных товаров, закупочные цены (ценовые интервенции), субсидирование экспорта и плата за поддержание земель в обрабатываемом состоянии. Последняя с 2003 г. стала основным каналом финансирования аграриев и составляет около 400 евро на гектар, варьируясь по странам. Как следствие, ЕС практически прекратил субсидирование производства молочных и ряда других животноводческих продуктов, а доля субсидий на производство зерновых выросла до 55% их общего объема.

Основная причина успеха Единой сельскохозяйственной политики – ее четко формализованный характер. За исполнением бюджета (составляющего более четверти расходной части бюджета РФ) наблюдают всего 950 сотрудников Комиссариата по сельскому хозяйству. Дотации ЕС обеспечивают аграриям около трети всех их доходов, но не превышают 0,5% ВВП стран-членов. Результат – процветающая провинция, первое место в мире по производству основных продовольственных товаров и сельскохозяйственный экспорт в 73 млрд евро. Может ли Россия позволить себе нечто подобное? Если применить европейские расценки к 38,2 млн га земель, заброшенных в нашей стране начиная с 1992 г., и распространить прочие среднеевропейские дотации на российских аграриев, их сумма может достичь 11 млрд евро ежегодно. Это почти в 10 раз больше, чем отпущено Государственной программой развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг. (551 млрд руб. за пять лет, или 110 млрд руб. – менее 3 млрд евро – в год). Видимо, аграрный сектор так и не станет приоритетом в России – и рынком для европейских фермеров наша страна останется еще на долгие годы.