Центр биржевого притяжения

ФСФР обновила рецепт превращения России в финансовый центр. Ставка на консолидацию биржевой инфраструктуры и ужесточение регулирования
Д. Гришкин

Наличие самостоятельного финансового центра в стране – один из важнейших признаков конкурентоспособности экономики, роста влияния в мире, обязательное условие экономического и политического суверенитета, считают в ФСФР.

Весной ФСФР представила доклад о развитии рынка ценных бумаг, но Минфину не понравились многочисленные налоговые поблажки для инвесторов, ЦБ не устроило предложение объединить ММВБ и РТС, а Минэкономразвития не нашло в докладе ничего «прорывного».

Сегодня на общественном совете при ФСФР будет обсуждаться стратегия развития финансового рынка до 2020 г. «Мы перенесли акцент с центрального депозитария (ставился во главу угла предыдущим руководством ФСФР. – «Ведомости») на центрального контрагента, развитие клиринга, консолидацию бирж и организованный рынок», – сказал руководитель ФСФР Владимир Миловидов.

ФСФР предлагает объединить локальные площадки в вертикально-интегрированный холдинг, в капитале которого будут банки, компании, государство и, возможно, иностранные институты. Площадки могут быть специализированные, а стандарты обмена данными, заключения сделок и расчеты должны быть унифицированы, говорится в тексте обновленной стратегии.

«Это хорошая идея – таким образом сохраняется стоимость компаний. К тому же такая модель существует в реальной жизни – например, подобным образом устроены немецкая Deutsche Boerse и испанская Bolsas y Mercados Espanole», – говорит гендиректор ММВБ Александр Потемкин.

Биржа – ядро финансового рынка и потому у бирж должны быть и преференции, и дополнительные обязательства, говорится в тексте стратегии. В частности, биржи могут допускать бумаги к торгам без госрегистрации выпуска и отчета, следить за тем, чтобы не происходило манипулирование ценами и не использовалась инсайдерская информация, следить за раскрытием информации, контролировать уровень и качество корпоративного управления и т. п.

Одновременно ФСФР предлагает усилить административную и уголовную ответственность руководителей бирж (лиц, входящих в состав исполнительных органов), а в перспективе хочет назначать и отстранять их руководителей. «Это сомнительные идеи, ведь биржа – это коммерческая структура. ФСФР как будто хочет переложить ответственность на младшего брата», – рассуждает руководитель инфраструктурной организации.

Впрочем, сокращать свои полномочия служба не намерена. «Мы предлагаем вернуть ФСФР право регулировать рынок рекламы финансовых услуг, так как в последнее время растут пирамиды, появляются компании, которые, прикрываясь лицензией биржевого посредника, начинают работать с физлицами, хотя такого права у них нет», – сетует Миловидов. Он также настаивает на том, чтобы стал регулируемым внебиржевой рынок, где у инвесторов должны быть четкие механизмы защиты интересов.

К октябрю стратегия, которую служба вчера разослала профильным министерствам, должна быть внесена в правительство, оно планирует рассмотреть документ 11 декабря.

По мнению Миловидова, основным предметом дискуссии с Минфином будут предложения по уменьшению налогов (предварительные консультации уже идут). «По настоянию Минэкономразвития мы также временно убрали предложение обязать «дочки» иностранных банков проводить IPO на российской бирже», – говорит руководитель ФСФР.

Чиновники других ведомств еще не изучили обновленные предложения ФСФР, профучастники рынка предпочли не комментировать их. Предстоит создать такие условия, чтобы консолидация не стала принудительной и привела бы к повышению конкурентоспособности нашего рынка, взывает предправления НАУФОР Алексей Тимофеев.