Инвестор Россия

Фонд национального благосостояния выходит на рынок корпоративных бумаг. До 80% его средств будут вложены в акции и облигации – главным образом зарубежных компаний, но достанется и российским
С. Николаев

Бегство капитала из страны, вызванное войной с Грузией и снижением цен на нефть, способствует тому, чтобы решение об инвестировании фонда национального благосостояния было принято в пользу внутреннего рынка, полагает экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева: «Мы еще удивимся, когда станет ясна доля [средств фонда, разрешенных к размещению на российском рынке]». Капитал уводят из страны не по рыночным причинам – экономика не ухудшилась, а по политическим, значит, и отвечать надо политическими мерами – правительственной поддержкой рынка, уверен президент НПФ «Сберегательный фонд РЕСО» Андрей Неверов. РТС для стабилизации будет достаточно и $4 млрд, главное, государство покажет, что готово оказывать финансовую поддержку, уверен стратег Альфа-банка Эрик Депой. В 1997 г. нацфонд Китая поддержал Гонконгскую биржу, индекс которой упал на 10,4%, напоминает Депой.

Фонд национального благосостояния с 2009 г. будет выведен из-под управления Центрального банка, до 50% средств фонда будут размещены в акции, до 30% – в корпоративные облигации иностранных эмитентов, сообщил вчера замминистра финансов Дмитрий Панкин, еще до 5% средств фонда могут быть направлены на прямые инвестиции; кроме того, в портфель имеет смысл включить деривативы.

Такова новая стратегия инвестирования фонда национального благосостояния, Минфин представит ее в правительство к 1 октября. По словам Панкина, большая часть средств будет инвестирована на 10–15 лет.

Высокопоставленный чиновник правительства разъяснил, что средства фонда могут вкладываться в акции и облигации компаний с высокими рейтингами стран Центральной и Восточной Европы, а также стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Эта финансовая стратегия реализуема, продолжал он, если структура доходов бюджета, в частности размер НДС, остается неизменной. В противном случае компенсировать из фонда выпадающие доходы придется уже через 5–7 лет.

По идее Минфина, фонд поддержит пенсионную систему: из его средств ежегодно будет выделяться целевой трансферт – 0,6% ВВП.

В финансовой стратегии до 2023 г. Минфин предлагает даже снизить объем резервного фонда с 10% до 6% ВВП ради того, чтобы фонду национального благосостояния доставалось больше. По оценкам Минфина, к концу этого года он составит $100 млрд против $32 млрд в августе.

Новая стратегия инвестирования очень агрессивна, оценивает председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, но для инвестиций на долгий срок это рабочий вариант: похожие рекомендации по стратегии пенсионных накоплений существуют в США для людей, которым до пенсии 30 лет.

На 15-летнем отрезке можно позволить себе более рискованную стратегию управления средствами фонда, объясняет высокопоставленный чиновник правительства, приводя в пример норвежский суверенный фонд, который инвестирует в том числе в российский рынок. Развивающиеся рынки более волатильны, но фонд сможет пережидать провалы, зато получать выгоду на взлете котировок.

В портфеле фонда плохих бумаг не будет, уверена Цепляева, критерии для пенсионных денег в России очень жесткие. Например, негосударственным пенсионным фондам разрешено держать в портфеле пенсионных накоплений (средства обязательного пенсионного страхования) до 40% акций и до 40% корпоративных облигаций, в портфеле пенсионных резервов (средства добровольного пенсионного страхования) – до 70% акций и до 70% корпоративных облигаций, знает Неверов, это должны быть бумаги с высшими рейтингами. За рубеж НПФ почти не инвестируют – сейчас им разрешено вкладываться в индексные фонды и облигации ЕБРР.

Управляющий директор Bright Minds Capital Денис Родионов опасается, что на доход фонда национального благосостояния повлияет высокая инфляция, а на размещение – коррупция: деньги могут пойти на поддержку отдельных компаний. Вложение в западные рынки более безопасно, уверен Родионов.