Новинки книжных развалов


Менеджмент: задачи, обязанности, практика

Питер Друкер

М.: Вильямс, 2008. 992 с.

Осилить этот фолиант стоит хотя бы для того, чтобы понять: современные последователи классика «склевали» не все зерна успеха Питера Друкера в исследовании и пропаганде менеджмента. Некоторые, повторяя за ним, что «первым испытанием любого бизнеса является не максимизация прибыли, а достижение прибыли, достаточной для покрытия рисков, связанных с экономической деятельностью», забывают философскую основу этого тезиса. «Чтобы понять, что такое бизнес, нам нужно начать с понимания его цели. Цель бизнеса не в самом бизнесе, – пишет Друкер. – Ее нужно найти в общественной сфере, поскольку любое предприятие является органом общества. Существует только одно логическое определение цели бизнеса – создание клиента».

Создавая клиента – а «это основа любого бизнеса, именно от него зависит само его существование», – бизнес, особенно большой, постоянно «должен помнить об угрозе изоляции». Это значит, по мнению Друкера, что «члены команд топ-менеджеров в большом бизнесе в первую очередь отвечают за то, чтобы выступать в качестве сенсора внешнего мира, быть, так сказать, глазами и ушами организации».

В основе главной угрозы любого бизнеса, как полагает Друкер, «неправильный» размер – «хроническое, ослабляющее, изнурительное, но вместе с тем и очень распространенное заболевание». «Существует множество средних бизнесов, которые растрачивают свои достоинства на маргинальную деятельность, маргинальную продукцию и маргинальные рынки. Существует множество больших бизнесов, топ-менеджмент в которых необоснованно полагает, что они – «маленькая счастливая семья», – пишет Друкер. – Найдется немало больших бизнесов, в которых топ-менеджмент – это жертва и пленник собственной глупости, например: «Я по-прежнему хорошо знаком с каждым рабочим завода» или «Моя дверь всегда открыта».

Типичная компания неправильного размера, по Друкеру, – средний бизнес с уровнем продаж около $60–80 млн, «из которых примерно три четверти приходится на продукцию и рынки, в которых компания лидирует, а 25% общего объема продаж – это маргинальная продукция или маргинальные рынки, которыми, по сути, она совершенно не должна заниматься».

К компании «правильного» размера – в книге есть и ее определение – ведут три стратегии: первая, «самая сложная, но в то же время, самая действенная, – попытаться изменить природу бизнеса»; вторая, «намного менее рискованная, – попытаться вылечить болезнь «неправильного» размера путем слияния или приобретения»; и третья – «продажа, дробление или систематическое сужение».

Но даже если компания определится с размером, ее ждет очередное испытание: Друкер считает, что «основная проблема компаний в бизнесе возникает не внутри. Это не управляемость, а отношения разросшейся компании со своей средой».