Законсервированное величие

Санкт-Петербургская филармония готовится открыть сезон. В его планах – празднование юбилея Темирканова и приезд оркестра Баварского радио. Несколько маловато
В.Постнов

Сезон Петербургской филармонии проходит под знаком грядущего юбилея Юрия Темирканова – в декабре ему исполнится 70 лет. На 12 декабря запланирован грандиозный гала-концерт с участием любимых солистов Юрия Хатуевича – Элисо Вирсаладзе, Евгения Кисина, Вадима Репина, Владимира Третьякова, Натальи Гутман, Дмитрия Хворостовского, Гидона Кремера и Дениса Мацуева. Дирижировать всем этим великолепием призван Марис Янсонс, не ступавший на некогда родную сцену, наверное, уже лет пять. В благодарность за участие в юбилее Янсонсу предоставлена возможность привезти в Петербург свой оркестр Баварского радио. Если не считать этих двух событий, в новом сезоне слушать практически нечего.

Вот программы Большого зала: Чайковский, Бетховен, Прокофьев, Шостакович, Брамс, Малер, опять Чайковский и опять Брамс. На этом фоне даже сюита «Пер Гюнт» Грига прозвучит необычайно свежо. А уж Holidays Symphony Айвза и Три маленькие литургии Мессиана, предложенные дирижером Александром Титовым, вообще воспринимаются как прорыв в сферы неизведанного. Юбилей Мессиана, широко отмечавшийся во всем мире, в Петербурге остался незамеченным: здесь свои юбиляры и свои приоритеты.

Филармонии свойственны гордая зацикленность на себе и привычка закрывать глаза на мировой контекст. Листаешь страницы абонементов: «Юрий Темирканов и его оркестр», «Александр Дмитриев и его оркестр», «Бетховен и музыка Вены» – такое впечатление, будто время обтекает этот «оазис культуры» стороной. Некогда бывшая средоточием культурной жизни города, где выступали великие оркестры и дирижеры, Филармония стоит как памятник самой себе: закоснелая в былом величии, погруженная в медлительные думы о славном прошлом. Будто не поднят до сих пор железный занавес, будто не появилось крупных имен, тенденций, новой музыки.

Раз в году дает традиционный клавирабенд Григорий Соколов – и делает Филармонии план на три месяца вперед. Есть свой абонемент у ансамбля «Дивертисмент», играющего дефицитную камерную музыку. Пару нетривиальных программ подготовит второй дирижер Филармонии Николай Алексеев. Ожидаются выступления Василия Синайского (он сделал попытку оживить репертуар, предложив исполнить Хиндемита и Шнитке). А еще – Василия Петренко, Александра Ведерникова, Геннадия Рождественского. На приглашение иностранных маэстро и оркестров денег, как не устают объяснять в Филармонии, нет.

Но бывало, что Петербургская филармония отказывалась сотрудничать с московской даже на очень выгодных условиях: скажем, всего-то нужно было оплатить проезд Берлинского филармонического оркестра из Москвы в Петербург, остальное Москва брала на себя. Берлинцы с Саймоном Рэттлом до Петербурга так и не доехали – как и венцы с Даниэлем Баренбоймом.

Филармония отчаянно проигрывает своего слушателя новому концертному залу «Мариинский», но предпочитает не замечать, что рядом возник мощный конкурент. Филармоническая публика катастрофически тает, а у той, что осталась, деформирован критерий качества. Не вина ли это Филармонии?.