Пол Херберт: «Здесь так растет рынок!», - Пол Херберт, генеральный директор группы «Илим»

Купив группу «Илим», International Paper укрепляет позиции в России и Китае. Гендиректор «Илим» рассказывает о том, как это происходит
М.Стулов

Осенью прошлого года завершилась самая грандиозная сделка на российском лесном рынке: крупнейшая в мире лесопромышленная корпорация International Paper (IP) получила контроль над половиной самого большого российского холдинга в отрасли – группы «Илим». За $650 млн американцы приобрели 50% в швейцарской Ilim Holding, контролирующей российскую группу. Но в ближайшие пять лет IP не получит особой выгоды от этой покупки – всю прибыль «Илим» акционеры решили реинвестировать в гигантскую по объемам инвестпрограмму. До сих пор продукция IP была широко известна только в российских офисах, где каждый второй документ печатается на бумаге SvetoCopy или Ballet производства Светогорского ЦБК, купленного американцами еще в конце 1990-х гг. Теперь благодаря «Илим» к продуктовой линейке IP в России добавится еще и бумага для полиграфии и картонная тара, в которую упаковывается все – от водочных бутылок до холодильников. В интервью «Ведомостям» гендиректор «Илим» Пол Херберт, присланный руководить российской корпорацией из Америки, рассказывает о том, как будет реализовывать инвестпрограмму на $2 млрд, аналогов которой пока не было в российском леспроме.

1992

вице-президент по инженерно-техническим разработкам и производству International Paper (IP)

1996

гендиректор Zanders Feinpapiere (Германия)

2000

президент International Paper Europe

2003

первый вице-президент IP по производству печатной и офисной бумаги

2007

генеральный директор группы «Илим»

ОАО «Группа «Илим»

лесопромышленная группа. Производство – 1,6 млн т товарной целлюлозы, 755 700 т картона и 258 800 т бумаги (2007 г.). Объем собственной заготовки древесины – 7,1 млн куб. м. Выручка – 19 млрд руб. (2007 г., РСБУ). Чистая прибыль – 3 млрд руб. Владельцы: около 93% принадлежит швейцарской Ilim Holding, 50% которой владеет американская корпорация International Paper, 50% – у российских акционеров, крупнейшие из которых председатель совета директоров «Илим» Захар Смушкин, члены совета директоров группы Борис и Михаил Зингаревичи и Леонид Ерухимович. Крупнейшая лесопромышленная группа в России образована на базе активов корпорации «Илим палп» (Котласский ЦБК, Братский и Усть-Илимский ЛПК). Производит 42% российской целлюлозы, 17% картона и 6% бумаги (данные «Антанта пиоглобал»). Занимает 1-е место в мире и 6-е в Европе по запасам лесных ресурсов и лесозаготовке (данные компании).

– Вы приняли пятилетнюю программу развитию группы «Илим». Расскажите, в чем ее суть.

– Это стратегический план, в котором сформулированы наши действия по увеличению стоимости компании в ближайшие 5–6 лет. Он достаточно детально описывает наши шаги, направленные на создание продуктов высокой добавленной стоимости для внутреннего рынка. В первую очередь речь идет об офисной бумаге и бумаге для коммерческой печати. Одновременно мы нарастим мощности по производству упаковки, построив еще как минимум четыре завода по производству гофрокоробок в европейской части России. Еще одна, третья составляющая стратегического плана заключается в развитии производственного потенциала в Сибирском регионе, прежде всего в наращивании мощностей по выпуску целлюлозы для экспорта ее в Китай.

Из общего объема инвестиций – а это более $2 млрд – самые значительные средства будут направлены на модернизацию производства в Коряжме (Котласский ЦБК в Архангельской области). Они пойдут на оптимизацию процессов производства бумаги и упаковочных материалов. Основные инвестиции в Сибири будут потрачены на строительство нового производства крафт-целлюлозы мощностью 650 000 т. Это будет первая новая целлюлозная линия в стране за последние 25 лет.

– Насколько вырастет объем производства группы и как увеличится выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью?

– Общие объемы вырастут примерно на 500 000 т, которые будут примерно поровну поделены между бумагой и упаковкой для внутреннего рынка и качественной целлюлозой.

– Каковы будут источники финансирования?

– Компания работает очень успешно, поэтому основным источником финансирования программы станут средства от операционной деятельности. В дополнение к этому мы намерены воспользоваться кредитными линиями международных и российских банков, с которыми у нас выстроены хорошие партнерские отношения.

– За сколько лет вы собираетесь окупить вложения?

– Для того чтобы достичь нужной стоимости капитала, в среднем необходим срок от трех до пяти лет. Но программа очень диверсифицированна, и разные инвестиционные проекты имеют разный срок окупаемости: некоторые инвестиции окупятся уже за два года, более крупные вложения – за более долгий срок. В целом целлюлозно-бумажная отрасль весьма капиталоемкая, и возврат инвестиций занимает довольно много времени.

– Коснулся ли вашей отрасли кризис ликвидности?

– Мировой кризис, докатившийся до России в прошлом году, несомненно, повлиял на рынок. Условия игры сделались более сложными, а предложения на финансовом рынке стали скуднее, и мы видим, как это отразилось на некоторых из наших покупателей. К счастью, у нас очень сильный баланс, и, несмотря на то что деньги на рынке подорожали, наши кредиторы не рассматривают «Илим» как рискованного заемщика. Поэтому разница в стоимости кредитов сейчас и год назад для нас несущественна.

– Когда International Paper покупала долю в группе «Илим», то оценивала компанию в $1,6 млрд. Сколько стоит компания сейчас и какой ее стоимости вы хотите добиться в результате выполнения пятилетнего инвестиционного плана?

– Цифра, которую вы упоминаете, отражает рыночную стоимость компании на момент сделки в прошлом году. В этом году наши результаты оказались лучше, чем ожидалось, поэтому сейчас компания точно стоит больше. Инвестиции по стратегическому плану, о котором мы говорили, еще более увеличат стоимость «Илим»: мощности компании вырастут на 25%, будут внедрены более современные технологии, соответственно, увеличится и стоимость компании. У акционеров компании есть долгосрочные планы, поэтому у нас нет какой-то конечной точки роста стоимости, которой мы должны достичь. Капитализация «Илим» должна расти постоянно, и я оптимистично полагаю, что она вырастет в разы.

– Когда вы пришли в компанию, то анализировали ее технологическое состояние. Насколько конкурентоспособным является «Илим» с этой точки зрения? И насколько хорошо развиты технологии в российской лесной отрасли?

– Прежде всего у «Илим» великолепное географическое местоположение предприятий, прекрасные лесные ресурсы и хорошая, высококвалифицированная команда. Логистика также позволяет уверенно себя чувствовать как на российских рынках, так и на зарубежных. Если же говорить о технологическом состоянии предприятий, то они имели очень хороший масштаб и ресурс в те времена, когда были задуманы и строились. Но, как и вся российская целлюлозно-бумажная отрасль, они были недоинвестированы в последние 20 лет, и некоторые из них устаревали технологически. Они нуждались в серьезных инвестициях, и это стало одной из главных причин, по которым российские владельцы «Илим» привлекли стратегического партнера международного уровня. Сейчас наши предприятия – это хорошая база для технологического обновления.

Если оценивать российские ЦБК, то среди них есть хорошие, плохие и ужасные, т. е. они очень отличаются друг от друга. Некоторые заводы, построенные 30 лет назад, опередили свое время и до сих пор остаются вполне конкурентоспособными, другие морально устарели. Среди лучших я могу назвать Усть-Илимский (группа «Илим»), Светогорский (International Paper) и Сыктывкарский ЦБК («Монди бизнес пейпа»). Котласский ЦБК (группа «Илим») близок к ним. Но есть и предприятия с хорошим, мягко выражаясь, потенциалом для инвестиций, поскольку их технологический возраст далеко отстает от иностранных конкурентов.

– Насколько российская лесная отрасль дружелюбна к окружающей среде? Какие меры необходимо предпринять, чтобы улучшить экологическую ситуацию в стране?

– Вообще, состояние российской промышленности с точки зрения экологии идеальным не назовешь, и российские предприятия существенно отстают от западных «коллег». Но перемены начались. Владельцы компаний все острее осознают экономическую эффективность природосберегающих технологий: никто уже не хочет выливать в реку стремительно дорожающие химикаты вместо того, чтобы экономно использовать их по прямому назначению – для производства качественной продукции. Если говорить об «Илим», то заявленная нами инвестиционная программа выведет компанию на уровень самых высоких экологических стандартов.

– Есть ли в «Илим» расходы на научные разработки и какова их доля в общих расходах компании?

– Естественно, такие разработки есть, поскольку мы хотим улучшать производственные процессы. Мы пока не провели границы между научными и инжиниринговыми исследованиями, но могу сказать, что на это направление будет потрачено около 2,5% от общего объема инвестиций. Это довольно много с точки зрения западных компаний в нашей отрасли, которые, по моим представлениям, тратят на науку 1–2% прибыли.

– Собираетесь ли вы расширять возможности «Илим» не только за счет модернизации действующих производств, но и за счет приобретения других предприятий?

– На данный момент мы сосредоточены на инвестициях в собственные заводы. Но имея в виду наши стратегические цели, можно сказать, что мы готовы рассмотреть вопрос приобретения активов при появлении такой возможности. Если производство будет соответствовать нашей стратегии, то почему бы не приобрести его?

Есть пара предприятий – таких неограненных алмазов, из которых можно сделать бриллианты, – которые потенциально были бы нам интересны. Это, пожалуй, все, что я могу пока сказать. Могу также добавить, что мы видим будущие перспективы расширения «Илим» не в приобретении производственных мощностей, а в создании их с нуля на новых территориях. Мы видим, что власти начали уделять внимание инвестициям в инфраструктуру, и такая политика в долгосрочной перспективе сделает расширение за счет нового строительства более привлекательным.

– Предприятия, которыми вы управляете, прошли в начале 2000-х гг. через многолетнюю корпоративную войну (в 2001–2004 гг. на активы «Илим палп» претендовали структуры Олега Дерипаски и Владимира Когана, в то время владельца «ПСБ – Санкт-Петербург». – «Ведомости»). Отразилось ли это на них? Ощущаете ли вы последствия этой войны?

– На любой компании, пережившей такой тяжелый конфликт, остается отпечаток: на каких-то внутренних распорядках и правилах, на поведении людей, которое может быть крайне осторожным. Но я вижу положительную сторону этого конфликта: эта ситуация консолидировала команду и сформировала культуру игры только на победу. Когда компания вышла из конфликта и перешла на конкурентный рынок, такой настрой стал давать очень хороший результат.

– А в целом как вы оцениваете климат для ведения бизнеса в России?

– У меня очень оптимистичный взгляд. Здесь так растет рынок! Правда, рост рынка сейчас происходит быстрее, чем увеличивается население, и это порождает некую проблему: может оказаться недостаточно квалифицированных кадров, чтобы поддерживать стремительный экономический рост. Поэтому структура промышленности должна преобразоваться, чтобы при сравнительно небольшом количестве населения экономика могла расти такими же темпами.

– А вас не смущает усиление влияния государства на бизнес, особенно на крупный? Когда премьер-министр может несколькими фразами обвалить капитализацию крупной металлургической компании и российский фондовый рынок в целом?

– Если вы посмотрите на весь мировой рынок акций, то увидите, насколько высока его волатильность и порой даже нервозность; я не уверен, что на таком фоне стоит придавать слишком большое значение произошедшему. Такие вещи случаются. Если говорить объективно, то цены на продукцию, производимую внутри страны, действительно высоки – мы покупаем здесь некоторые ингредиенты для производства дороже, чем наши конкуренты на Западе. Это снижает конкурентоспособность страны в целом. Поэтому я оцениваю направление, в котором двигается правительство, положительно – оно действует, на мой взгляд, в интересах бизнеса. Иногда это создает немного некомфортные условия, но это только для пользы дела.

Жизнь командированного

Херберт уже больше года живет в Петербурге. Он снимает квартиру на Фурштадской улице в 15 минутах езды от офиса. «Я жил во многих городах мира и хочу отметить, что Санкт-Петербург действительно довольно дорогой город, – говорит он. – Но при этом надо учесть, что Санкт-Петербург оказался в одной лиге с такими городами, как Франкфурт, Париж, Лондон, с точки зрения его роли в экономике страны. Поэтому затраты жителя Петербурга можно расценивать как неизбежный результат успеха города, и жаловаться тут не на что. А что касается качества жизни, то могу сказать, что оно в этом городе на мировом уровне. Мне нравится здесь жить». «До приезда в Россию у меня было чудесное хобби – гольф. Но здесь я не смог продолжать игру, – сетует Херберт. – Во-первых, у меня стало меньше времени, а во-вторых, в Петербурге мало подходящих полей. Вместо этого я гуляю по городу, рассматриваю красивые здания, захожу в парки и музеи. А в выходные хожу в спортивный зал, плаваю в бассейне». Жена гендиректора «Илима» не работает и живет с ним в Петербурге. Три их взрослые дочери недавно приезжали к ним в гости. «Вообще у Петербурга такая репутация, что мы не испытываем недостатка в гостях. У меня есть пожелание к авиакомпаниям – я хочу, чтобы была пара прямых рейсов из Петербурга в Америку», – шутит Херберт.