Было б с кем поговорить

На российском рынке избыток программ по обучению и развитию топ-менеджеров, но реально пойти развиваться некуда, считают эксперты, большинство предложений низкого качества

Вице-президент компании «Транстелеком» Инна Гориславцева привыкла развивать профессиональные качества не реже чем раз в полгода. Но после того, как в 2006 г. она получила степень Executive MBA (EMBA), уже не знает, куда пойти учиться.

«Я предпочитаю 1–2-недельные занятия в России, потому что такие же занятия за границей превращаются в туризм, – рассказывает Гориславцева. – После EMBA стало гораздо труднее находить качественные программы повышения квалификации. Я вижу на рынке множество предложений для линейных менеджеров, но не для топов. Мои друзья, занимающие похожие позиции, отмечают то же самое».

Для повышения уровня Гориславцева, по ее словам, сама выбирает и читает книги. Пару месяцев назад задумалась о коучинге: «Стала искать коуча, основываясь на рекомендациях друзей-топов и статьях коучей. Нашла интересную статью, встретилась с автором, но второй раз не хочу. Разговор был полезен, но в процессе его девушка-коуч себя исчерпала и второй раз вряд ли скажет что-то развивающее».

По мнению Галины Тихоновой, руководителя проекта «Trainings INDEX: исследование систем корпоративного обучения персонала в России» компании «Амплуа-брокер», пример Гориславцевой точно отражает состояние российского рынка обучающих программ для топ-менеджеров. «Точную статистику никто не ведет, – говорит Тихонова, – но предложений разного рода – от шаблонных краткосрочных программ обучения до MBA и коучинга – много. На рынке действует ряд провайдеров (бизнес-школы, тренинговые компании, коучи), и каждый предлагает программы для топ-менеджеров. Но уровень или оставляет желать лучшего, или вовсе не соответствует потребностям заказчиков. Любой HR-менеджер, которому приходилось заниматься обучением топов, назовет не более 10–15 компаний, за результат деятельности которых его потом не уволят».

Хотят на равных

С этими 15 компаниями, по мнению экспертов «Амплуа», тоже будет как минимум три проблемы: дороговизна – стоимость услуг сопоставима с ведущими мировыми провайдерами (цена за краткосрочный курс – тренинг, семинар, конференцию – колеблется от $300–500 в день на человека до нескольких десятков тысяч долларов в день, если обучение проводит раскрученный «гуру» менеджмента); второе – плотный график загрузки ведущих тренеров/коучей – надо стоять в «очереди»; и третье – нежелание провайдеров адаптировать программы к потребности заказчика. Клиенту предложат шаблонный продукт, в который входит много ненужной опытным управленцам информации.

Последняя проблема особенно остро воспринимается топ-менеджерами. «Топы не любят , когда по отношению к ним используют слово «обучение». Считают, что обучение – удел молодых, тех, у кого высокие посты впереди. Но это отнюдь не значит, что топ-менеджеры не считают нужным учиться, просто предпочитают, чтобы их не поучали, а развивали», – объясняет Тихонова.

«Я решала важную бизнес-проблему, – рассказала Гориславцева, – рассматривала со всех сторон и никак не могла принять решение. Надо было, чтобы независимый незаинтересованный эксперт проверил логику моих размышлений».

Ирена Бетанова, гендиректор центра делового развития «Бизнесград», отмечает, что особым спросом среди топов пользуются программы обучения в формате стратегических сессий, кросс-функциональных проектов. «Управленцу важно, что материалом в этом случае становится не какой-то отвлеченный кейс, а конкретная проблема, с которой столкнулась его компания», – поясняет Бетанова. «Важно помнить, – уточняет Тихонова, – что некоторые способы развития топов, популярные на Западе, у нас просто не представлены. Кроме тренингов и коучинга, есть еще наставничество, бизнес-стажировки и подбор спарринг-партнеров».

Недозвезды

По данным «Экопси консалтинг», то или иное обучение за год проходит в среднем 30% российских топ-менеджеров. Число это, по прогнозам «Экопси консалтинг», будет расти. Компании готовы выделять деньги для обучения руководителей высшего звена. Согласно статистике «Амплуа», на обучение одного высокопоставленного сотрудника российские компании тратят 260 000 руб. в год – гораздо больше, чем западные. В немецких компаниях, самых щедрых из европейцев, эта сумма едва достигает 4438 евро (150 000 руб.), в среднем по Европе корпоративных денег выделяется около 2000 евро в год на топ-менеджера.

«Несмотря на щедрые бюджеты, – констатирует генеральный директор «Экопси консалтинг» Павел Безручко, – часто деньги остаются неосвоенными по причине занятости топ-менеджеров и неподходящего расписания. Люди не могут выбраться на обучение внутри страны, не говоря уже о западных программах». «А внутри страны их ждут очереди и низкое качество», – разводит руками Тихонова.

«Стоимость внешних тренингов для топ-менеджеров у нас от 4000 до 10 000 евро в зависимости от продолжительности и места проведения программы, – рассказывает менеджер программ корпоративного университета компании Mars Александр Бражник. – На каждого сотрудника компании, включая топов, приходится порядка пяти дней тренинга в год. Основной фокус развития топ-менеджеров – стратегические навыки, управление бизнесом, развитие лидерского потенциала. Большая часть программ осуществляется иностранными тренерами за пределами России. В целом на обучение тратится не менее 3% от совокупного фонда оплаты труда, что является нормой в мире. Мы регулярно сталкиваемся с недостаточным уровнем подготовки тренеров на российском рынке, с их неспособностью адаптироваться под корпоративную культуру компании. Тренеры со звездными повадками не приживаются в нашей компании – у нас культивируется простота в общении и отсутствие показной статусности. Часто мы вынуждены отказываться от услуг таких специалистов».

«В России еще не сформирован пул тренеров-коучей с успешным бизнес-багажом за плечами, – подхватывает Тихонова. – Все пока заняты бизнесом. А на Западе многие уже отошли от непосредственного управления и с удовольствием передают знания. Поэтому качество западных программ на порядок выше наших». Безручко уточняет, что отечественные топ-менеджеры все-таки выступают в качестве преподавателей, правда пока исключительно в рамках корпоративных обучающих программ. Тихонова уточнение не принимает и приводит статистику «Амплуа», согласно которой в качестве ресурсов для проведения обучающих программ топ-менеджеров «бизнес-пенсионеры» используются в 1% случаев, в 62% топы прибегают к услугам западных провайдеров, в оставшихся 37% отчаявшиеся топы идут к провайдерам российским.

Тех, кто не желает ни ехать за границу, ни обучаться у российских провайдеров, эксперты ободряют тем, что в этом году на российский рынок выходят сразу несколько мировых лидеров обучения руководителей высшего звена. Но до официального объявления разглашать названия компаний отказываются.