Хорошая порция страха

Французский видеоарт в Московском музее современного искусства представляет не достижения, а возможности самого демократичного жанра современного искусства
М.Стулов

Остановка. Оливье Мишлон

куратор. «Сходите в Лувр: если посетители на пять минут задерживаются у картины – это уже целая вечность! Перед видео теперь останавливаются чаще».

Выставка Translation проходит в рамках программы будущего года Франции в России, хотя эта программа, по словам французского атташе по культуре Бланш Гринбаум-Сальгас, еще не утверждена.

Как у части важного культурно-дипломатического события, у выставки есть ограничения – на ней показывают только французский видеоарт и исключительно из государственных региональных собраний, так демонстрируя чуткость властей к современному искусству.

Все одиннадцать художников, работы которых показывают на выставке, московскому зрителю не знакомы. Куратор Оливье Мишлон собрал их, как следовало из его объяснений, тематически, чтобы соответствовали многозначности названия выставки и иллюстрировали проблемы глобализма. Но это в общем-то для зрителей не так уж и важно. Для них имеет значение, насколько сами работы интересны.

Самая эффектная из них – «Проекция» Лорано Грассо: по пустынным улицам Парижа передвигается облако дыма. Нехитрый в общем-то спецэффект создает, однако, устойчивое ощущение тревоги и абсурда и удерживает внимание публики. В видеоарте ведь что главное? Поймать внимание, остановиться перед экраном и сосредоточиться даже на несколько минут публике бывает лень. И вот облако Грассо почему-то зрителя ловит, очевидно, крючок тут подсознательные страхи и ожидание катастрофы.

Вообще, спекуляция на многочисленных загнанных в подсознание фобиях современного человека (террористы, атомная война, химическое оружие, техногенная катастрофа) дает действенный художественный эффект. Короткий видеофильм «Прочтение» Лорана Монтарона отлично нагнетает страх, и интерьеры реальной обсерватории, где действует, а вернее, бездействует герой, кажутся перевалочным пунктом между нашим и потусторонним мирами.

С этими работами хорошо рифмуется видео Мирчи Кантора, в котором в одном пространстве (реально или в результате монтажа – не очень понятно) находятся лань и волк. Напряжение, которым охвачены животные, так сильно, что видится абсолютным воплощением тревоги, растерянности и страха.

Несколько показанных работ – это игра художника с кино или в кино, причем Брис Дельсперже делает практически то же, что Влад Мамышев-Монро, – заменяет собой героев известных фильмов. И вообще, вот она глобализация – у показанного французского видеоарта нет ярко выраженных национальных качеств.

Вспоминается выставка Пьерика Сорена, показанная в Москве два года назад, на ней демонстрировали как раз очень французское и гомерически смешное искусство в повсеместно популярном видеожанре.

До 2 ноября