Биржи нового типа

Либерализация финансового сектора Европы привела к появлению множества альтернативных площадок по торговле акциями. Они уже отъели существенную часть оборота у традиционных бирж и за несколько лет планируют довести свою долю до 40–50%

Сейчас биржевой рынок Европы контролируют London Stock Exchange (LSE), купившая в 2007 г. Borsa Italiana; Deutsche Boerse; Euronext, объединяющая биржи Парижа, Амстердама, Брюсселя и Лиссабона; швейцарская SWX Swiss Exchange; испанская Bolsas y Mercados Espanole; OMX, управляющая биржами Копенгагена, Стокгольма, Хельсинки, Исландии, Риги, Таллина и Вильнюса (в этом году ее купила американская NASDAQ Stock Market).

В последнее время их стали теснить конкуренты с экзотическими названиями – Chi-X, Turquoise. Новички своим появлением обязаны директиве ЕС «О рынках финансовых инструментов» (MiFID), вступившей в силу в ноябре 2007 г. и направленной на усиление прозрачности и конкуренции в финансовом секторе. Теперь инвестиционная компания из одной страны ЕС может беспрепятственно работать на всей территории союза.

Директива позволила проводить операции с акциями компаний, входящих в листинг других бирж.

Первой из альтернативных площадок в Европе заработала «внучка» японской Nomura Holdings – Chi-X. С августа в тестовом режиме работает Turquoise, 26 сентября обещает объявить тарифы NASDAQ OMX Europe. На очереди – трансатлантическая Equiduct (главный акционер – Borse Berlin), учрежденная банками и брокерами Северной Европы Burgundy, «дочки» американских BATS и Direct Edge. Подключаться к ним могут только институциональные инвесторы, частные могут делать заказы через брокеров.

Пожиратели рынка

Chi-X была учреждена в 2005 г., торги на ней начались 31 марта 2007 г. За первые 15 месяцев работы объем сделок составил 240 млрд евро. «Если бы мы входили во Всемирную федерацию бирж, то заняли бы восьмое место среди бирж Европы, Ближнего Востока и Африки», – говорит гендиректор Chi-X Питер Рэндалл. В июле на долю Chi-X пришлось 13% объема торгов акциями из британского индекса FTSE-100. По словам Рэндалла, в 2009 г. она намерена увеличить долю в торгах акциями из нидерландского индекса AEX, немецкого DAX и французского CAC 40 до 15% с нынешних 10%, 8% и 7% соответственно, а долю сделок с акциями FTSE-100 – до 25%.

Этого Chi-X удалось добиться 8 сентября: утром ее доля составила 25,4%. Затем на LSE произошел компьютерный сбой, и биржа не работала до вечера. В тот день на рынках было ралли после объявления о национализации ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac. «До сих пор мы не задумывались о работе на альтернативных площадках, но теперь нужно пересмотреть этот подход. Мы не можем позволить нашим клиентам снова оказаться в таком положении», – сказал гендиректор брокерской компании TD Waterhouse Энгус Ригби.

Расчеты по сделкам Chi-X проводит через клиринговую систему European Multi-Lateral Clearing Facility (EMCF), которая благодаря MiFID может осуществлять клиринг по акциям с бирж всех стран ЕС. Участники EMCF, как и в других клиринговых системах, вносят депозиты, чтобы гарантировать исполнение сделок.

Бирюза и летучие мыши

В ноябре 2006 г. BNP Paribas, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Societe Generale и UBS, на долю которых приходится половина объема торгов европейскими акциями, учредили в Лондоне систему электронных торгов – Turquoise («бирюза»). В течение месяца до середины сентября она работает в тестовом режиме. Когда Turquoise выйдет на полную мощность, на ней будут торговаться акции 1267 компаний из 13 стран, а акции самой Turquoise смогут купить самые активные трейдеры. По мнению гендиректора Или Лидермана, через 1,5 года доля традиционных бирж в торгах акциями снизится до 50%.

Осенью в Европе должна начать работать «дочка» канзасской Better Alternative Trading System (BATS; bat – «летучая мышь»). Ее учредили Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Lehman Brothers и Morgan Stanley. Торги на ней идут в США с 2006 г. В июле на BATS заключено 10,1% сделок с американскими акциями, планы – довести долю до 25%. Любой, кто может завоевать за два года 10% рынка, очевидно, представляет угрозу для крупных бирж, отмечает топ-менеджер консалтинговой компании Accenture Майкл Генри. Европейская платформа BATS должна открыться в ноябре. Ее цель – 15–20% оборота акциями из индекса FTSE-100 к концу 2009 г.

Биржевой форсаж

В сентябре откроет альтернативную платформу NASDAQ OMX. Скоро на ней будут обращаться акции 300 европейских компаний, делится планами вице-президент NASDAQ OMX Крис Конкэннон.

«Система, установленная на NASDAQ Stock Market, – крупнейшая в США и быстрее, чем у Chi-X, – отмечает он. – Такую же систему мы установим в Лондоне и в скорости будем опережать всех в Европе». По его словам, на NASDAQ OMX Europe сделки будут совершаться со скоростью 0,25–0,5 миллисекунды против 2 мсек у Chi-X. «Когда два трейдера выставляют заявки по одинаковой цене, сделку получает тот, кто оказывается быстрее», – добавляет Конкэннон.

Chi-X его слова не комментирует, Turqouise обещает «очень конкурентоспособную скорость». Странно, что платформа, которая еще не работает, говорит о скорости, отмечает представитель BATS, «в США BATS cо скоростью 0,4 мсек вне конкуренции».

В ближайшие пять лет европейский рынок изменится настолько, что на биржах останется 60% оборота, а на альтернативных площадках – 40%, предрекает Конкэннон.

Спрут защищается

Биржи понимают, с какой угрозой столкнулись. Неделю назад NYSE Euronext объявила о запуске в ноябре альтернативной площадки под рабочим названием Octopus («спрут»), где будут торговаться акции 400–500 европейских компаний, в том числе с других бирж.

LSE и Lehman Brothers учредили панъевропейскую торговую платформу Baikal. В I квартале 2009 г. она начнет торговать акциями компаний 14 стран. Baikal станет первой платформой, которая даст участникам рынка доступ к пулу «темной ликвидности» и одновременно возможность проводить сделки, улавливая мелкие колебания рынка с использованием компьютерных моделей, отмечает LSE. Отличная идея, сказал Bloomberg аналитик MF Global Мамун Тэйзи.

Услугами «темных пулов» пользуются институциональные инвесторы для крупных сделок, чтобы избежать скачков цен. По данным Tabb Group, сейчас в США на «темные пулы» приходится 10% оборота против 1% в 2003 г. К 2010 г., по прогнозу Celent, эта доля вырастет до 20%.

Торги «темными пулами» швейцарских акций готовится начать лондонская «дочка» SWX Swiss Exchange.

Крутое тарифное пике

Преимущество альтернативных площадок – низкие расходы инвесторов. Сейчас комиссия за клиринг у Turquoise составляет 2,9 евроцента за сделку, а когда площадка заработает на полную мощность, она снизится до 0,33 евроцента, обещает Дайана Чань, гендиректор EuroCCP, клирингового партнера Turquoise. У Deutsche Boerse комиссия 55 евроцентов, у LSE – 19.

После запуска торгов на Turquoise SWX Europe объявила о снижении с октября комиссии на 30% до 0,25 базисного пункта (0,0025%) от суммы сделки (0,2 б. п. у Turquoise). На сайте Chi-X указана комиссия за активные сделки (брокер ищет котировки, подходящие клиенту) – 0,3 б. п., за пассивные (клиенту предлагаются определенные условия) – 0,2 б. п. «27 человек, которых вы видите в этом офисе, – это все, а в штате LSE 1100 человек, вот и считайте», – говорит Рэндалл.

С сентября впервые за полтора года снизила тарифы и LSE (было 0,44 б. п.). Среднее значение для сделок до 2,5 млрд фунтов – 0,375 б. п. Deutsche Boerse с сентября отменила комиссию 0,6 евро за выполнение сделки на фондовой платформе Xetra.

Где правильная цена

Не все рады появлению новых площадок. Хью Мардсен, директор британской брокерской компании Brewin Dolphin, теперь не знает, насколько он может доверять котировкам на LSE, ведь теперь акции можно купить и продать не только там.

«Мой компьютер не всегда ясно показывает, как идет торговля на различных площадках, – говорит Мардсен. – Хорошо, что появилась конкуренция, но для среднего пользователя рынок нельзя назвать прозрачным».

В США для этого есть единая лента цен, на которой собираются котировки со всех площадок. В Европе такого нет. «Раньше люди смотрели на данные бирж как на Евангелие, – говорит Саймон Бриклз, гендиректор биржи Plus Markets, созданной в 2005 г. для торговли акциями мелких и средних британских компаний. – Сегодня нужен независимый анализ того, какова цена акции».

LSE и другие биржи зарабатывают, продавая свою информацию таким агентствам, как Bloomberg и Reuters. Появление единой ленты котировок может подорвать их позиции. «Сегодня мы самая ликвидная торговая платформа, – заявляет пресс-секретарь LSE Джон Уоллес. – Цены формируются у нас, и именно их будут отражать другие площадки». Пока он имеет основания так говорить. Turquoise сообщила, что во время сбоя на LSE 8 сентября у нее упал объем торгов. Трейдеры не хотели торговать, не видя цен с LSE.