Что дорого в банках

Для покупателя банка главное не как он управляется, а сколько у него крупных владельцев и как долго проработали вместе его руководители. К такому выводу пришли исследователи Высшей школы экономики

Влияет ли качество корпоративного управления на стоимость банка? Проверить это решили авторы доклада «Оценка влияния качества корпоративного управления на оценку банков в России» (Measuring the impact of governance quality on bank valuation in Russia) Василий Боков и Андрей Верников из Высшей школы экономики. Для этого они изучили, как оценивались российские банки покупателями в последние годы.

«Единственное, что влияет на оценку банка из области корпоративного управления, – это диверсифицированность бизнеса, число клиентов: чем больше их, тем лучше, потому что тот, кто покупает банк, хочет сэкономить время, которое мог бы потратить на органический рост», – считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

В последнее время качество корпоративного управления стало учитываться покупателями, что видно по высоким оценкам банков (например, Экспобанка), возражает аналитик CIG Руслан Мигунов. «Покупатели, особенно те, кто раньше не работал в России, стали ценить опыт команды банка на рынке, который становится все более конкурентным», – говорит он.

Связь между корпоративным управлением и оценкой компаний неоднократно исследовалась на развитых рынках, но почти не изучалась на развивающихся, констатируют они. Для примера исследователи взяли 11 крупных (более $100 млн) сделок по покупке и IPO российских банков в 2005–2008 гг., исключив размещения акций госбанков, сделки с Инвестсбербанком и многочисленные покупки Societe Generale.

Как считали

Общепринятой оценки качества корпоративного управления не существует, поэтому авторы разработали свою методику на базе тех, что использовали S&P, IFC и др.

В качестве основных признаков качественного управления они выбрали следующие «независимые переменные»: услугами каких аудиторов пользуется банк, есть ли у него кредитные рейтинги, каков средний возраст топ-менеджеров и членов совета директоров, их число и доля независимых членов совета, доля трех крупнейших акционеров в капитале банка, стабильность состава правления и совета директоров, рентабельность активов (ROAA) и капитала (ROAE), период, когда заключена сделка. «Зависимой переменной» стал коэффициент к собственному капиталу (P/BV), с которым продавался банк.

что получилось

Оказалось, чем выше была концентрация капитала, тем дороже оценивались банки: дополнительный процент в руках трех крупнейших акционеров добавлял 0,00138 к P/BV.

Авторы исследования ждали такого результата: покупателям нравится концентрация капитала, потому что чем меньше акционеров, тем проще с ними договориться.

А вот то, что инвесторы ценят стабильность менеджмента и готовы за нее доплачивать, их удивило, ведь в течение первого года после сделки новые владельцы банка часто меняют менеджмент. Так было, например, в Международном московском банке (ММБ) и Импэксбанке. Есть и обратные примеры. Игорь Коган сохранил пост предправления Оргрэсбанка после его продажи скандинавской Nordea.

Стабильность состава правления банка в течение дополнительного месяца прибавляла к коэффициенту 0,0118.

Остальные «независимые переменные», как выяснилось, не оказывают на оценку стоимости банков статистически значимого влияния. Иначе говоря, банки, например, с независимыми директорами или кредитными рейтингами при прочих равных продаются не дороже, чем банки без них.

Практически не влияет на оценку банка наличие у него рейтингов и то, аудирует его международная или российская компания. Вероятно, это объясняется тем, что покупатели проводят due diligence, в ходе которого могут получить больше информации, чем рейтинговые агентства, считают Боков и Верников.

Они также не выявили существенной связи между тем, с каким коэффициентом был куплен банк, и средним возрастом членов совета директоров и правления, стабильностью состава совета и долей независимых директоров. «Вероятно, это потому, что покупатели, как правило, намерены изменить состав совета независимо от его качества», – пишут авторы исследования.

Из этого они делают вывод, что расходы на привлечение в банк независимых директоров кроме как при подготовке IPO могут не оправдаться.

Рентабельность активов и капитала тоже, как выяснилось, не имеет прямого влияния на оценку. Не исключено, что инвесторы просто не доверяют отчетности российских банков, а может быть, рентабельность не важна по сравнению, например, с имеющейся сетью офисов, которая нужна покупателям, чтобы сразу получить долю на быстро растущем рынке, рассуждают Верников и Боков. Миноритарные же инвесторы, видимо, знают, что платить существенные дивиденды в России не принято, и рассчитывают заработать за счет перепродажи акций.

Продолжение следует

«Честно говоря, я ожидал, что хоть какое-то влияние на оценку имеют характеристики совета директоров и прозрачности банка, которые можно косвенно оценить по рейтингам», – говорит Верников, работающий независимым директором банков «Ак барс» и Инвестбанка.

Впрочем, по его словам, изложенные в докладе выводы – предварительные. Исследование влияния качества корпоративного управления на стоимость банков будет продолжено, авторы планируют увеличить выборку, изменить некоторые «независимые переменные», учесть, что за контроль инвесторы платят больше, чем за небольшие пакеты акций, и др.

Плохое корпоративное управление может быть стоп-фактором для инвесторов: например, они не купят банк, если там большая часть кредитов роздана родственникам основного владельца, считает Коган из Оргрэсбанка.-